Изборск

Изборск

Север древней Руси известен несколькими крепостями. Одна из таких твердынь Изборск. Много тайн скрывается в серых камнях изборских стен. Споров тоже не меньше, откуда происхождение имени крепости, кто основал и жил в крепости, сидения в Изборске брата Рюрика Трувора. И конечно в этой статье уж точно не удастся избежать полемики о норманизме. Вопросы возникали, возникают и будут возникать. На некоторые из них можно ответить уже сейчас.
Вопрос первый: Тайна имени
По легенде Изборск был основан князем Избором. Такова легенда. В.Н Татищев в «Истории Российской» излагает немного иную версию: «Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи (на север) и ГРАД ВЕЛИКИЙ создал, в своё имя СЛАВЕНСК нарек. <…> После устроения Великого града, умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал, правил славянами <…> многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.» (Славенск Великий) <…> Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу и в их имена нарёк, и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер». Приведенные строки, поддерживают теорию возникновения названия от личного имени князя. Единственное, что разнится это князь-основатель. По легенде это Избор, а по Татищеву Словен, но название городу дано по имени Избор. Тут нет противоречий. Нашла легенда подтверждение и в науке. Этимологию с личным именем выдвинул еще в 1921 г. финский языковед-славист Ю.Миккола. Тем самым подтверждая легенду. С ученым согласен и польский лингвист С. Распод, он увидел притяжательное прилагательное от личного имени Изборск. С. Роспонд считал, что имя Избор того же образования, что распространенные в славянском антропониконе Изяслав, Измир, Избыгнев и др. А имя Избор зафиксировано в славянском мире письменными источниками IX— XIV вв. Так что предположение, что Избор был предводителем, одной из групп славян имеет место быть. Подобное переселение могло произойти, на рубеже V и VI вв. и поселению, назвали по имени предводителя. Что не является чем то невероятным. В истории Руси такое встречается довольно часто, к примеру имена князей носят города Владимир, Ярославль, Львов, Киев ...
Однако это не единственная версия происхождения названия крепости. Миллер например пытаясь связать Изборск с норманским направлением утверждал, что «он от положения своего у реки Иссы именован Иссабург, а потом его непрямо называть стали Изборском». На такое заявление русский историк Н.М.Карамзин, возражал Миллеру, «Но Исса далеко от Изборска». Продолжателем, этой идеи в науке, был А.Л. Шлецер, говоря, что Изборск, кажется, прежде назывался по-скандинавски Исабург «по тамошней р. Иссе». Весьма странно, что город называют по реке которая находится в нескольких десятках километров. Но к слову сказать Шлецер и языка то русского не знал.
Однако даже если исходить из названия реки, то подобный топоним имеется и на территории Руси. Об этом писал норманист П. Г. Бутков, указав, что Исса вливается в р. Великую выше Изборска «по прямой линии не ближе 94 верст». Изборск славянское название, а то что скандинавы переиначивали славянские названия, не означает их истоки из Скандинавии. Славянских топонимов хватает и вблизи Изборска — Словенские ключи, Словенское поле — свидетельствуют о том, что эта земля была всегда заселена славянами. Вот что сказано в «Большом чертежу» XVI века, древнейшем географическом описании Руси, «Город Изборск стоит на Словенских ключах». В «Списке русских городов дальних и ближних» названо целых три Изборска — в Псковской земле, в Белоруссии и на Волыни. Кроме того, еще и местность Изборщина за рекой Соротью в Псковской земле, Изборская пустошь в Водской пятине Новгородской земли и Избор луг на берегу реки Москвы. Кому еще не достаточно славянских корней для образования Изборска? И кстати схожих названий нет ни в северноевропейских землях, ни в Скандинавии, ни в областях, заселенных финноязычным населением.
Даже Т.Н.Джаксон и Т.В.Рождественская показали, что Изборск — «славянский топоним», отмечая, что зафиксированное в памятниках написание «Изборскъ» (только через -з-и без -ъ- после него) «указывает на невозможность отождествления форманта «Из- с названием реки Исы (Иссы)». Допускать возникновение названия города из скандинавского языка, означает нарушение одного из основных законов топонимики — закону ряда. А крупнейший специалист в области скандинавских древностей норманист Е.А.Рыдзевская писала «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н.Тихомиров пошел еще дальше, в 1962 г заключил, что «во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название». Подтвердил выводы Тихомирова и лингвист С.Роспонд, констатировав полное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий… и наличие названий угро-финского происхождения...». Такое вполне возможно. Тут нет ничего странного, западные славяне, угро-финны и прибалты были соседями со славянами, смешение языковых оборотов это реальность. Достаточно вспомнить возникновение болгарского народа. Когда произошло смешение протоболгар и славян. Как видим, исторические примеры имеются. Но надо подходить здраво, без ложной фанатичной фантазии.
Но мифический «Иссабург» продолжает будоражить фантазии норманистов. Они даже переносят город в низовья реки Великой при впадении в нее реки Исы. Тем самым ставя Изборск на место Пскова
Д.А.Мачинский, использует мнение лингвиста А.И.Попова, что название притока р. Великой Иса (Исса) сопоставимо с финским «iso» — большой, великий. Мачинский утверждает, что название р. Великая «является переводом финского Иса — «великая»… как и сейчас называется один из главных притоков Великой». Только вот тут одна странность. Как же получается, и река Великая-Иса и приток Иса-Великая. Такое впечатление что фантазии у финов не было, назвали и реку и приток одним именем. В это трудно поверить. А С.В.Белецкий, утверждает еще более странное, что город, возникший на этой реке, был чисто скандинавским. Якобы он принадлежит к топонимическому ряду на -borg и переводится как «город на Иссс». Ну Исаборг может, переводится и так, но Изборск к этому названию не имеет ни какого отношения. А вот Белецкий считает, что сей Исаборг-Isaborg был уничтожен и часть его жителей переселилась за десятки километров на новое место — Труворово городище. И обустроившись, перенесли на него наименование погибшего города, получившего, по не понятным причинам, славянизированную форму Изборск. Тогда возникает резонный вопрос и не один. Кто уничтожил город бравых викингов, перед которыми трепетала Европа? И если население Исабурга было скандинавским, то почему при переселении они ославянили имя, забыв свой язык. История переселенцев в Исландию и западную Европу, показывает нам абсолютно иную картину. Переселенцы не только сохранили предания, язык, архитектуру, но и обычаи. Против теории Белецкого свидетельствует и археология. Тут мы подходим ко второму вопросу статьи: Этнический состав Изборска
Археологи находят в слоях VII-IX веков только славянские и фино-угорские артефакты, касающиеся проживавшего там населения. С учетом того, что славяне имели большой исторический опыт в строительстве городов, а финны такого опыта не имели. Напрашивается логичный вывод об основании Изборска славянами. Археолог Г.С.Лебедев, представитель лагеря норманистов, также отмечал, что Изборск уже в VII-ІХ вв. был «значительным центром славянского населения». О наличии среди жителей Изборска VII-Х вв. иноплеменников говорят и керамические материалы. Керамика основной свидетель народа, являвшегося доминирующим представителем. Основную часть составляли глиняные сосуды, характерные для славянского населения Псковско-Ильменского края. Около 10% керамики оказались баночные горшки и круглодонные чаши-миски, характерные для прибалтийско-финского населения. В. В. Седов отметил, что по археологическим данным местными жителями для Изборска этого периода выступают не только кривичи и словене новгородские, но и представители финских и балтских по происхождению этнических групп. А исследователь Изборска Н. В. Лопатин отмечает: «Хотя кривичский этнос в Изборске, вероятно, присутствовал, нельзя считать древних изборян исключительно кривичами». Около 20% изборской керамики относится к пражско-корчакским сосудам, характерным для славянского мира V—VII вв. на широкой территории от верхней Эльбы на западе до правобережья Киевского Поднепровья на востоке. Такая керамика могла быть занесена в Псковский регион в процессе их первоначального расселения здесь. Это больше, чем наличие финнской посуды, что может указывать, и откуда могли прийти славянские племена, с запада.
Однако попытку оскандинавить Изборск продолжаются. На сей раз отличился немецкий лингвист Г.Шрамм, но его теория базируется лишь на концепции о существовании на Руси форпостов викингов направленных на установление связи с Волжским путем. Что делает его теорию несколько не состоятельной. Однако и он признает, что славянская этимология названия Изборск пока имеет больше шансов на успех при этом еще добавляя, что уже не раз, намеревался отказаться от гипотезы о «городе на Иссе». Не состоятельность гипотезы налицо. Но даже если принять эту теорию, то возникает вопрос, где скандинавское археологическое наследие? Его просто нет, ни характерной керамики, ни длинных домов. Раскопки нижнего слоя показывают, что основную часть построек Изборска в VIII — начале X вв. составляли наземные срубные дома размерами от 3,5x3 до 4X4 м с деревянными полами и отопительными устройствами, занимавшими один из углов. Такой тип домов строили в Изборска и в последующее время. Такие жилища были, типичным для северной части восточного славянства. Похожие постройки раскапывались археологами в Новгороде, Пскове, Ладоге, Белоозере, Смоленске и других.
Особняком стоят две постройки, датируемые IX в… Они также срубные (размерами 3,5X3 и 3,5X2,8 м), но с глинобитными полами и отапливались очагами. Такие постройки могли принадлежать неславянскому населению Изборска. Подобные жилища известны по раскопкам поселений типа Рыуге в юго-восточной Эстонии. Как видим ни каких признаков скандинавов. Даже как постоянных торговых гостей, которые имеют подворье со складом. Ни чего похожего. Зато находится связь с финами, прибалтами и западными славянами. Что может указывать на развитые торговые связи.
Вопрос третий: Что за град сей Изборск
Весьма интересно, назначение этого древнего города. По археологическим данным Изборск возник на рубеже VII и VIII вв. в регионе, где доминировало кривичское населения. Город отличался от рядовых поселений, жители которых занимались сельским хозяйством. Изборск, с самого основания, был не аграрным и укрепленным (валы из очень плотной глины защищали поселение с напольной и мысовой сторон). Жилые постройки располагались кучно и бессистемно, что весьма характерно для славянских поселений второй половины 1 тыс. н. э. В центральной части города была устроена округлая площадь приподнятая и диаметром около 25 м. Площадь могли использовать для племенных собраний, культовых языческих празднеств и гаданий. Следовательно, Изборск был основан как административно-культовый центр. Однако это не единственное назначение города. Изборск был не только административным центром, но и торгово-оборонительным форпостом. О его торговой функции говорят археологические находки. Бронзовые булавки с треугольными головками, завершающимися грибовидными концами, относят к типу украшений, возникших на территории юго-западной Латвии еще в середине I тыс. н. э. Оттуда они попали в Эстонию, где стали обычным украшением для VII—VIII вв.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в VIII в. Изборск уже существовал. А заложен город был раньше, к сожалению археологических данных пока нет. Находок подтверждающих торговые отношения Изборска много. Найдена фибула принадлежащая финскому варианту и датируемому VIII в. В европейской археологической литературе хронология различных вариантов и типов равноплечных фибул достаточно хорошо разработана. Так что сомневаться в определении артефакта, не приходится.

В нижнем слое Изборского городища найдены несколько монет. Две куфические монеты — дирхемы африканской чеканки — из Тудгы и ал-Аббасси, чеканились в 792/3 г. По исследованиям нумизматов такие монеты на территории Восточной Европы были в монетном обращении с 800 по 825 гг., после чего почти полностью вышли из обращения. Так что оба изборских дирхема могли оказаться в культурном слое не позднее 820-х годов.
Это не единственные нумизматические находки. В том же слое обнаружено еще три дирхема. Один закавказской чеканки из провинции Халифата — Арране в 805г. Монета могла попасть в культурный слой в период с 810—820 гг. Две другие монеты отчеканены в Самарканде в 811/2—818/9 гг. Время попадания их в слой датируется 840—870 гг. Весьма четко видны связи Изборска с востоком. Приплывали ли арабы или славяне сами плавали на восток, установить трудно. Вероятно было двустороннее торговое сношение, плюс южные славяне могли выступать посредниками.
Все данные раскопочных исследований красноречивы, Изборск в первый период своей истории не был рядовым поселением. Это крупный торговый город. А где богатства, там и разбой. Изборск уже в V-VII веках был очень хорошо защищен. В результате раскопок проявляется планировка и застройка раннего Изборска. По площади он занимал около 6 тысяч кв. м. С момента основания Изборск был укреплен двумя дугообразными валами, сложенными из очень плотной глины и камня. Защищался город с напольной стороны, и небольшим в мысовой части. Позже мысовую часть с сохранившейся вечевой площадью занял детинец, обнесенный по периметру бревенчатой стеной. Детинец имел въездные ворота, вероятно укрепленных башней.
С юга вплотную к детинцу примыкал окольный город, также защищенный дугообразным валом, с крепостной стеной из плитнякового камня. Въездные ворота, в виде небольшого захаба, тоже выложены из камня. Более того раскопками выявлены остатки деревянной мостовой проезжей части захаба. А это VII век, мостовые характерны для славянского мира. Захаб тоже типично славянское изобретение, распространенное на севере Руси, исчезающее в более поздние времена. Легендарные коридоры смерти. Как видим, уже в ранний период Изборск обладал системой фортификации, к сожалению, она была разрушена и полностью скрыта под валом, сооруженным в XII – XIII вв. Но стена зафиксирована в виде руин. Перестройка Изборска и строительство каменных крепостных сооружений датируются второй половиной XI в.
Как мы видим, город был крупным торговым и военно-административным центром. Изборск стоял в одном ряду с Ладогой и Псковов такими же городами-крепостями. Все три города занимали сходное положение и стояли на торговом пути. В такой крепости не зазорно было и князю сесть. Что впрочем и произошло.
Вопрос третий: Князь
Первое упоминание Изборска в русских летописях связано с процессом становления государственности на Руси. Согласно легенде, записанной в летописях, в 862 г. конфедерация трех племен — словен новгородских, кривичей и мери (в других летописях веси), пригласила на княжение трех варяжских князей- братьев: «… старейший Рюрикъ, седе Новегороде, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Труворъ». По другой летописи Рюрик сел в Ладоге, Синеус Белоозере, а Трувор в Изборске. Однако некоторые исследователи выражают сомнения, оперируя тем что в отличие от других городов, упоминаемых IX в. – Новгорода, Ладоги, Смоленска, Ростова и др., Следующее упоминание Изборска в летописях произойдет спустя 370 лет – в 1233 г. Довольно частое в науке мнение, что упоминание Изборска в летописи под 862 г. является вставкой более позднего времени – авторов XI в. Это мнение не имеет под собой ни каких фактов, лишь вносит сумятицу. Тогда почему бы не указать Псков, город торговый, к тому же является родиной княгини Ольги. Почему именно Изборск? Внятного ответа нет. Зачем тогда мутить воду? Это понадобилась только для одного, ведь согласно Сказанию о призвании варягов, брат Рюрика Трувор сел в Изборске. А по норманской трактовке варяги это выходцы из Скандинавии. Хотя Трувор имя славянское, в доказательство другие имена, славянские, похожие и строем и окончанием, а именно: Вигбир, сын Вулка, князя поморского, Думар, князь Черешпан, Прибор, в Лобурге, Самбор, князь восточной Помории, опять же Избор, сын Словена.
И в археологических материалах ІХ-Х вв. скандинавские вещи столь редки, что больше походит на торговые товары. Причем не особенно популярные, уж слишком мало их находят. Например ланцетовидный наконечник копья. Но эти находки не свидетельствкют о присутствии скандинавов. Показательно, что очень редкие находки скандинавского происхождения, не позволяют даже гипотетически считать, что в Изборске этого периода проживали скандинавы. Следовательно, варяги это ну никак не скандинавского происхождения, западнославянского более вероятно. Среди дружинников князя могли быть и прибалты и финны. Ведь если бы скандинавы пребывали в окружении Тувора, то должен был остаться отчетливый след. А его нет. Так что Трувор и его дружина, не могут иметь скандинавские корни. По заключению В.В.Седова, много лет занимавшегося раскопками Изборска, город основан славянами в славянском окружении и славяне составляли основу его населения на протяжении всей истории города. И В. В. Седов и Н. В. Лопатин отмечают особенность изборского поселения в период сидения Трувора, признают протогородской характер, но не находят в нем признаков, указывающих, что в Изборске размещалась столица приглашенного на княжение скандинавского конунга. Князь мог быть только славянским, тогда все сходится. Более того В. В. Седов писал, что «ни в домостроительстве, ни в культовых элементах, ни среди вещевых материалах не обнаруживается явных маркеров, указывающих на проживание выходцев из Скандинавии». Об этом уже говорилось ранее.
Славянство Изборска налицо, а также славянское происхождение Трувора и его рода и дружины доказанное археологией.
История Изборска интересна и многогранна. Мощный военный форпост, торговый и административный центр. Невозможно оценить стратегическое значение Изборска в системе обороны русских земель, оно было колоссальным. Каменным заслоном стоял Изборсе на пути европейских захватчиков. Экспансия западнях рыцарей привела к Изборску сначала тевтонских рыцарей, а затем и Ливонского ордена. В 1232 г. Изборск первый раз захвачен врагом, но псковские войска выбили тевтонцов и освободили город. В 1240 г. рыцари Ливонского ордена новь захватывают Изборск и даже Псков. Но победа новгородского князя Александра Невского 1242 года в Ледовом сражении изменили ситуацию. Изборск и Псков были освобождены.
Но агрессия Ливонского ордена не ослабла. Требовалась крепость, в более выгодном для обороны месте. И с более мощными укреплениями. Так закончилась история Изборска на Труворовом городище. В 1330 году на Журавьей(Журавлиной) горе поднялся новый Изборск. Крепость оказалась неприступной твердыней, Изборск сумел выстоять в 8 нападениях. Так началась новая история города, «Железной крепости» на Журавьей горе.

515
01:23
Есть слово ИЗБА(жилое строение), есть слово БОР(тип леса, множество названий городов), ЗАБОР(ограда, изгородь), гл.- бороться, сущ.-оборотень. Город Бор, село Ильино — Заборское тоже верно шведские названия. На современный лад получается — пограничная застава, заборы на границе городят повсеместно даже сегодня, какие ещё нужны более веские доказательства? Казалось бы — чего проще, а спор идёт. Это во-первых, во- вторых советская археология, на чей авторитет опирается до сих пор РАН РФ, доказывала в течение десятилетий миллионам русских, живущих на Среднерусской возвышенности и севернее, что они не коренные жители на этих землях, ставя сознание русского населения в ущербное положение… пока генетикой не было доказано, что древние фатьяновцы (топоры которых раскиданы на равнине повсеместно, так как на смену им пришло железное оружие( как-то даже минуя медь!?)) принадлежали к древним ариям( R1a-славянам), а не к финно-уграм, как утверждала с пеной у рта советская наука в академических изданиях, тыкая пальцами в узоры на глиняных черепках, и ей вторили повсюду медовые уста местных краеведов. Чудовищная ложь опровергнута генетической наукой, но это, как оказалось, ещё не повод для российского исторического официоза менять своё мнение, за которым стоят сотни защищённых историками и археологами «научных» диссертаций и десятки выживших из ума по старости лет политизированных Академиков РАН РФ.
19:41
Спасибо за комментарий. Ваш вариант имеет право на жизнь. Есть только одно но… В прошлом говорили инача. Я не лингвист, опираюсь на известные данные. Дело в том, что многие считают историю застывшей наукой. А это не так. История и ее дисциплины постоянно развиваются. Однако желания признавать новые открытия нет. В любом случае, исследования историков до советского и советского периода не стоит сбрасывать со счетов. Там очень много нужного, но слепо брать данные не стоит. Сейчас генетика подключилась и доказывает много фактов в пользу славистов. РАН РФ это не выжившие изума старики, просто если будут коренные изменения, то посыпятся с плеч регалии, темы. зарплаты и тд. А кушать хочется всем. Вот и воюем.
10:51
Как и кто развивает историческую и другие науки и кому принадлежат все издания РАН РФ посмотрел недавно в Ютубе- «Представьте себе.2013.09.08.Диагностика РАН» Ждать, что Шустеровичи и его подельники из РАН, которым принадлежит вся издательская деятельность Академии, займутся или хотя бы не будут препятствовать выяснению истины, мягко говоря, не приходится. И даже регалии и зарплаты тут ни при чём.
18:51
Вот поэтому, я выкладываю свои исследования на разных сайтах. Однако даже на многих сайтах, простые комментарии «Круга земного» вызвали бурю негодования и обвинения в зарновщине и фоменковщине. Хотя в этой статье нет ничего, кроме фактов описных в самом источнике.
01:22
Есть ещё одно слово-сущ. сбор (производное — собор), гл. брать. В данном случае- изымание таможенной пошлины, которую привыкли брать русские варяги на Балтике. И самый неоспоримый факт — это наш язык, а любой носитель языка сам по себе лингвист.
01:32
Есть такое слово. И если учесть, что Изборск стоит на Волхове, то сбор пошлины было бы неплохим пополнением городской казны. Однако встает вопрос Из©борск, что может означать начальная И. Если брать современную транскрипцию слова, то легко можно провести параллель, но тут есть одно но… Во времена Руси произносилось название иначе и могло иметь иной смысл. Хотя версия любопытная.
16:00
В данном случае «иметь»( Измаил) заменилось на «брать». В русском есть слово «изымать» и его достаточно для определения этого действия, хотя возможно раньше были и синонимы с основой " Брать", подобные сущ.- гл. «Избрание- избирать», но сейчас они несут другой смысл. По Далю: бор- браньё, взятие; костромское- торг, базар, торжок; стар.- сбор, побор, подать; арх.- метла, веник ( выметаться)
16:40
Интересная версия. В любом случае, она ведет в ту же сторону, что и мои исследования. Название Изборска имеет славянские корни. Хорошая получается дискуссия. Содержательная.
07:38
Согласен. И знаите, что мне больше всего нравится, то что в ней мы похожи на детей, которым ничего не докажешь, кроме истины, которую предстоит если не нам, то видя сегодняшнюю действительность, вообще никому не отгадать, и при этом не получить ничего, кроме зубной боли или потери памяти. А может выглядеть по другому. например: старуха в семье спрашивает- Вы печку затопили? Потомок отвечает- Истопили мать уже, выздоравливай! В принципе мусульманские штаны для старухи- панацея, если их пропитать травами, а для нас это дико.