Огненные традиции
У многих народов, принявших разные религии существуют обряды и традиции связанные с огнём. Оставшиеся с древних времен праздники посвященные огню или особые действия на которые способны только жрецы или к ним приближенные.
В славянских народах отмечают сутки, когда ночь равна дню по времени — Праздник Ивана Купалы. Девушки и юноши идут в рощи, разжигают костры, водят вокруг них хороводы, гадают на огонь и загадывают желания, проверяют сбудется ли, прыгая через огонь за руку с парнем
У болгарских народов хождение по углям предворяется долгой тренировкой и медитированием.
В Самоа танец огненных ножей — традиционное танцевальное шоу, традиция, которая передается от поколения к поколению, добавляя с каждым новым поколением новые краски стиля, танец смелости и мастерства мужчин племени
Восточные танцы со свечами на голове отличаются плавностью и привязкой к обряду вечания. Танцовщица выступает перед молодыми «с теплом и светом»
Танцы и шествия с факелами европейских народов торжественны и степенны — колонна движется и извивается крупными фигурами в темноте
У славян многие божества имеют отношение к огоню. Бог Сварог научил людей обращаться с огнем, ковать металл, создавть орудия труда. Ярило — Бог солнца и света. Перун — Бог молнии и грома.
Во все времена Огонь почитался как центр мира и очищения от грехов, в которых проходила вся жизнь человека. Огонь отпугивал хищных зверей и собирал вокруг себя весь род.
В представлении древнего человека нечистая сила не смела прикасаться к огню, а огонь свидетелем клятв и признаний, откуда и возник обряд прыгать парами через костер, мол, если парень и девушка сумеют перескочить через пламя, не разняв рук, то их любовь будет долгой.
И любовь люди отождествляют с огнем:
- любовь вспыхнула в их сердцах
- зажглась любовь
- разгорелось пламя страсти
- огонь любви
Из европейских стран, пожалуй, только в Болгарии сохранилось до наших дней «огнехождение», которое носит название «нестинарства». Можно предположить, да и то без особой гарантии, что попало оно сюда через Малую Азию, и, во всяком случае, корни его следует искать в зороастрийской религии древнего Ирана, религии огнепоклонников. Однако когда проник в Болгарию этот обычай, как именно связан с языческими культами — ответы на эти вопросы до сих пор не выходят за рамки гипотез. Гипотез много.....
Греки?
Откуда пошел термин «нестинарство»? Есть мнение, что источник его — греческое слово — «эстиа», то есть «очаг». А занесли его сюда греки, поселившиеся в давние времена в колониях Ахтополь и Василико (ныне Мичурин). Но если поставить проблему так: откуда к самим грекам пришло поклонение огню? — то особой ясности здесь добиться не удастся. Это может быть собственно средиземноморский культ, перекочевавший сюда либо из Южной Каппадокии, где греческие жрицы-огнепоклонницы славили богиню Перасию-Артемиду, либо из. Этрурии, где в честь древнеиталийекого божества Вейовиса жрецы-гирпы шествовали босиком по пылающим бревнам на вершине горы Соракта, близ Рима. Но может быть и чисто восточное наследство. Болгарский писатель Славейков, впервые описавший нестинарство в 1866 году, утверждал, что слышал из уст «ходящих по огню» странные слова — не греческие, не болгарские, не фракийские. Например, слово «пазана» явно было родным братом новоперсидского «pazhana» — «жареный», во всяком случае, и то и другое имели в основе персидский корень «pez». Но говорили на необычном диалекте именно греки, греки-нестинары.
Фракийцы?
Возможно и такое: не переносился обычай в Болгарию откуда-либо, родился здесь же, во Фракии, и лишь чисто внешнее сходство с восточными культами заставляет искать истоки его в Персии. Язычники-фракийцы поклонялись богу солнца — Сабазию, отмечали они и день летнего солнцестояния — «поворот солнца», жгли в дар богу обрядовые костры. Не исключено, что огненный круг именно светило и символизировал, а чтобы выразить всеискупительную любовь к Сабазию, танцевали на углях босоногие жрецы — те, которых позже назвали «нестинарами». Спустя столетия христиане заимствовали этот обычай у язычников, соединили его с праздником святого Иоанна Предтечи; потом и с прочими христианскими праздниками слился древний обряд — ходили по огню на Ильин день, на пятидесятницу, в честь святого Пантелеймона, святой Марины. До наших дней нестинарские пляски дошли уже не как летний, а как весенний праздник — день св. Константина и Елены, приходящийся на 21 мая. Еще в начале века они были широко распространены по всему Странджанскому краю (юго-восточная Фракия), Потом обряд стал вымирать и к середине столетия остался только в двух деревнях близ города Малко Тырново — болгарской Былгари и греческой Кости.
Персы?
Снова вернемся к древнему Ирану. Если «огненная» религия зороастрийцев и лежит в основе всех восточных обрядов поклонения огню, то непосредственными «родителями» нестинарства можно назвать два аскетических культа: бога солнца Митры, распространившийся через Малую Азию по всей Римской империи в I веке нашей эры, и манихейство, названное так по имени основателя секты Мани, убитого в 275 году. И тому и другому культу свойственны были огненные очистительные обряды. Сохранилось свидетельство отца Григория Назианского, современника Юлиана Отступника, об истязаниях во славу Митры, о мистических обжиганиях. Имело ли это прямое влияние на нестинарство, или оставило свой след. только в дервишских испытаниях раскаленным железом — трудно сказать. Зато воздействию манихейства на болгарские обряды есть документальное подтверждение. Дошел до нас список XI века, где говорилось о перенесении восточной ереси в Болгарию неким Сантаврином, последователем Мани.
Римляне?
Эта последняя гипотеза связана не с поиском корней нестинарства, а лишь с вопросом: каким путем мог прийти в Болгарию митраистский культ? И некоторые исследователи называют здесь имя римского императора Константина Великого. Многое кажется непоследовательным в его царствовании. Он предпочел христианство культу Митры, даже ввел монограмму Иисуса в военную символику, но оставил на монетах языческих богов, определив главным среди них Гелиоса. Созвал первый «вселенский» собор христианских епископов, названный Никейским, но при этом объявил всеобщим праздником «dies Solis» — день бога Солнца. Объявил — Миланским эдиктом — христианство дозволенной религией, стал главой церкви, но, избрав столицей Константинополь, велел воздвигнуть там языческие статуи, а на самом видном месте поставил огромную статую Гелиоса, приказав почитать ее как его собственное изображение. Нет ли связи между «dies Solis» и нестинарскими празднествами?
Как бы то ни было, а к XIX веку майский нестинарский ритуал в Болгарии отлился уже в законченную форму.