Великая Чудь
Вопрос о чуди для многих носит в себе достаточно неясностей и ввиду явных наслоений является загадкой, к которой с опасением подходят многие этнографы и краеведы. Так в неясности были распространены две очень удобные для «официальной» истории версии – одна сказочная, рисующая чудь в виде неких гномов, черных смуглых созданий, причудливых существ, другая же «историческая», смешивающая чудь исключительно с финнами и уграми вплоть до хантов и манси, которые сами о чуди имеют крайне отдаленные представления. В областях бывшего расселения чуди практически отсутствуют географические названия угорских языков. Многие из названий связаны с так называемыми индоевропейскими языками, тогда как названия хантов и манси привнесены позднее. Да и сами финно-угры, ханты и манси вспоминают о чуди в большей степени, как о другом народе. Здесь стоит сказать, что ныне никакой народ в полной мере не называет себя чудью, что указывает как на древность названия, так на забвение и, как увидим далее, изменение его произношения к нашему времени. В ненецкой мифологии чудь обозначают как Сиртя (в слове виден корень «Сар»), что в незапамятные времена пришли на Ямал из-за моря, поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров, по приходу ненцев же «затворились под землю». Сказ отчетливо напоминает нам исход светлых родов с древней Северной Прародины.
Казанский профессор Иван Николаевич Смирнов справедливо считал, что чудь – это жители Пермии до принятия христианства (все сказы о чуди включают их сопротивление пришлым христианам), так как в некоторых преданиях упоминается, что чудь – это «наши предки», с чем согласно большинство этнографов. Естественно, народ, занимающий столь обширные пространства, представляющий население Великой Пермии, упоминаемый на Урале, в Сибири и на Алтае, не мог исчезнуть «под землю» безследно и в одночасье. Известны оставшиеся отголоски названия чудь в некоторых местностях. Часть коми до сих пор так именует предков, не принявших крещение, хотя в целом говорит о чуди, как о другом племени. До 1917 года малочисленных вепсов официально именовали чудью, только сами себя они называют иначе. В Архангельской области есть небольшие группы людей, относящих себя к чуди. Как сказано в географическо-статистическом словаре 19 века, смешенная с русскими чудь в Архангельском, Холмогорском и Пинежском уездах неотличима от великорусского племени (при этом коми-зыряне считают себя смесью с чудью и самоедами, что подтверждается их языком, смешанным из зырянского и самоедского наречий при дополнительном, связанном с индоевропейскими корнями). Самоеды при смешении с коми и остатками чуди, стало быть, и привнесли в облик коми некоторые отличные от европеоидов признаки. Среди вотяков (удмуртов) сохранилось родовое наименование Чудъя (Чудна, Шудья). При этом большой ряд названий в областях как удмуртов так и коми, где отмечены «чудские городища», содержит много «иранизмов» (при этом лингвистам в целом известно, что финно-угорские и индоиранские языки имеют большую общую языковую базу). Часть древних названий Русского Севера соотносится и с отдаленной Индией, как то слова с корнем «ганг»: Ганга (озеро), Гангас (залив, возвышенность), Гангос (гора, озеро), Гангасиха (залив).
Общность между финно-уграми и индоиранцами прослеживается и в Мировоззрении, в мифологии. Так верховный бог вотяков-удмуртов творец Инмар сопоставим с громовержцем Индрой. У коми как первочеловек так и злая колдунья носят имя Йома, что соотносится как с иранским первочеловеком и царем Иимой, так и с Ямой (Йамой) – царем загробного мира в индуизме. Здесь же и темный бог комиЙомал (Омэль), финский бог грома Юмала (Юмал), от которого и происходит название полуострова Ямал, марийское наименование бога – юмо (бог Зари – Ужара-Юмо), алтайская и хакасская богиня Умай, также древнеегипетский бог Амон, с которым связаны такие названия как Ямантау (с башкирского «плохая гора») или Яман-Елга. Притом у коми отец Йомы высший светлый бог Ен сопоставим с шумеро-аккадским высшим богом Неба Ану (Аном). Любопытно отметить, что у марийцев и коми с течением времени одинаковые имена верховных богов стали обозначать разные начала: если у коми Ен – светлый бог (как и у вотяков Инмар), а его брат Йомал – темный бог, то у марийцев Йын (известен также как Керемет) выступает темным, тогда как его брат Кугу-Юмо (также просто Юмо) понимается светлым. У иранцев же олицетворением зла является Ахриман, иначе Ангра-Манью, что с древнеперсидского переводится как «всеуничтожающий дух». Вероятно, что здесь в одном из представлений (скорее всего в марийском) произошла подмена значения изначальных образов богов, как в христианстве древняя Лада с ребенком Хором (Гором, Хорсом) была замещена Марой (Марией) с Христом.
Родство с индоевропейцами прослеживается отчетливо и в этнонимах. Вотяков, которые себя называют удмортами, урмортами или укмортами, татары, башкиры и чуваши до сих пор называют арами (арлар во множественном числе). Как аряне и арские люди они значатся в исторических документах, причем их именуют и отинами, отяками, также чудью отяцкой (для сравнения, в Прибалтике летописи говорят о чуди псковской, в пределах Новгородской республики о чуди заволоцкой, в Киеве существовал двор Чудин, куда в 982 лете переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди еще Владимир). В письменных источниках 14-16 веков среди удельных княжеств Казанского государства значится Арское княжество и Арская земля в южных областях расселения удмуртов, населенная арами. В слове же «удмурт» слог «-мурт» или «-морт» связан с иранским «marta/mart» (новоперсидское mard и среднеперсидское mart – муж, мужчина, человек), отчего удмурты среди марийцев были известны как одо-мари, одо или среди московитов как удские люди. Важно, что среди этнографических групп коми выделяются удорцы, а сами коми называют себя также коми-морт, где «-морт» — человек, а «коми» связывают с рекой Камой (хотя близко стоит понятие «кам», связанное с шаманом). Вероятно, что ранее удские люди (удмурты) могли быть связаны с удорцами. «Од/Уд-» можно объяснить из пермских наречий как «од» — «всходы, поросль, зелень на лугах», отчего в самом удмуртском «уд» — «всходы, росток, поросль, побег», также «лужайка, луг». Так «удмурт», быть может, можно понимать как «луговой человек».
Крайне любопытна запись за 1733 лето участника «Великой северной экспедиции» Г. Ф. Миллера, побывавшего в Поволжье и Прикамье: «… Вотяки, в которых местах я был, не называют себя «Арръ», но именем «Удъ-Мурт». Слово «Удъ» по-черемиски именуется «Ода» и есть имя собственное, а «Муртъ» имя нарицательное, потому что русских называют они на своем языке «Дючъ-Муртъ»… а у татар уведомился я, что вотяков «Аръ» называют».Так мы узнаем, что русских называли «дючъ», как известно и из старых записей, когда западных русских переселенцев в удмурстких краях именовали дюч (иногда дюдь), а чудь (чудь остяцкую) называли арами/арянами. Стало быть, навеянные с открытием града Аркаим версии среди ученых и краеведов о том, что под ушедшей чудью можно понимать ариев, имеет под собой твердую основу. Тем паче, что Средний и отчасти Южный Урал, где распространены чудские копи, на старых европейских картах известен под горами Аланскими и связан с аланами, чье название через переход «Р» в «Л» восходит к древнеиранскому ārуаnа (собственно «арий, иран»; страна алан на Востоке в армянском атласе – Ардоз), да и осетины – общеизвестные прямые потомки алан, пребывающие ныне на Кавказе, – называют себя «ир» и имеют «иронский диалект». При этом еще у географа Птолемея во 2 веке можно найти в нынешних краях коми, как и на Дону, пометку о «скифах-аланах», а само же слово «алан» согласуется с древнерусским «лань» — «земля/поле/сторона», отчего и произошло слово land и шведское название округов – лэн. В языке коми к тому же есть слово «оланын» — «жилище/селение». Любопытно, что аланы-ираны именовали себя асами (в летописях записаны и в форме ясы), а в языке коми-зырян родоплеменные группы обозначаются с окончанием множественного числа «-са/-аса/-яс»: коми на Вычегде – эжватас, на Печоре – печораса, на Лузе – лузсаяс и др. Во множественном числе коми будут коми-яс, коми-пермякъяс, что в целом напоминает множественное окончание английского языка. Стоит знать, что родовые подразделения «аз, ас, ассы» в целом распространены от Кавказа до Алтая и встречаются среди родов алтайцев, телеутов, балкар (болгар), карачаевцев, родовых подразделений (ара) древних башкир. На Кавказе издавна называли Балкарию-Болгарию (как часть Великой Болгарии) Ассы, а ее жителей (то бишь болгар) ассиагами, что является формой слова «отяки». Если говорить о чудских рудниках, то значительная часть шахт Урала, Сибири и Алтая еще за 19 век основывалась на них. Археологически надежные и крепко сложенные чудские копи уже использовались в 3 тысячелетии до нашей эры с использованием роговых, медных, бронзовых, позже железных кирок. К 6 веку следы добычи в чудских копях прекращаются в Сибири (в 4 и 5 веках часть алан совместно с вендами-антами ушла в Западную Европу, позже основав Королевство вандалов и аланов, король которого Гейзерих спустя почти 600 лет отомстил Риму за Кархадашт), к 13 веку – на Среднем и Северном Урале. Должно быть, развитое использование чудью рудников привело к последующим легендам о гномах-рудокопах. Аланы, кстати сказать, славились как искусные кузнецы и ремесленники, принесли в Европу основы конного боя и оказали существенное влияние как на развитие военного и кузнечного дела, так и на градостроение (только во Франции и в Северной Италии около 300 городов с аланскими названиями). Обилие аланских названий находится во всех областях Урала и в других местах обширного расселения древних алан, как то Ас, Асса, Ош, Талас в Семиречье, Фергане и Киргизии; Аса, Асар, Аснас, Ясы на Сырдарье; Ассы, Асылы, Асы, Аша, Ош, Уса на Урале и в Волго-Камье; Ассы, Асса — на Кавказе; Асе, Биюк-Асс, Темес-Асс, Ассы-Джорокчи в Крыму; также Ус, Оселе, Усбю, Уша, Осло, Усейра, Усима, Ос, Усен в Скандинавии. Что касается Скандинавии, то для скандинавов асы – высшие боги во главе с Одином, которым принадлежит Асград.
Как у Птолемея известны скифы-аланы, так у Геродота известны и будины, издревле обитавшие севернее савроматов и воевавшие еще с Дарием. Будины описываются многочисленным, голубоглазым и рыжеволосым народом, при котором обитают земледельцы-гелоны, в землях которых упомянут деревянный град Гелон. Гелоны в форме галинды, которых представляли сильными высокими людьми, отображены и в географии Птолемея. Позже так стали именовать население некоторых областей Пруссии, а в древнерусских источниках гелоны-галинды именуются голядью – известным балтоязычным индоевропейским племенем. Что же касается светлых будинов, то, при отсутствии звука «ч» в греческом языке, как отметил еще Валерий Шамбаров, они и представляют собой древнее упоминание о белоглазых чудинах, о чуди, причем еще в шумеро-аккадских клинописях известны будии севернее мидян. Под стать красивым будинам и белоглазым чудинам стоит вспомнить и слова историка 4 века АммианаМарцеллина: «Почти все аланы высоки ростом и красивы».
Выше мы упоминали, что вотяки русских называли «дючъ». Естественно, это слово, как бы странно не звучало, представляет известное название немцев «дойч». Немецкое слово deutsche происходит от древневерхненемецкого слова diutisc, что в западнофранкском звучит как Þeodisk и восходит к прагерманскому слову Þeudā (от чего образовалась более ранняя форма древневерхненемецкого diot[a]), что обозначают как «народ, люди» и как обозначали себя так называемые германцы в противоположность окружающим народностям. Индогерманский корень teuta (форма Þeudā) в значении «племя, народ, люди» известен и в имени правителей Ирландии Туата да Дананн (кельтское Tuatha DeDanann), которые представлены в кельтской (ирландской) мифологии как племя богов матери-богини Дану, правящих Ирландией. Барды воспели их, как «самых красивых, самых изысканных в одежде и вооружении, самых искусных в игре на музыкальных инструментах, самых одарённых умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию». Богиня Дану (Дана, на бретонском Анну) является богиней творения, родительницей богов и туатов, соответствует как Дану – ведийскому воплощению первобытных Вод (отсюда и древнерусское «дон» — «река, вода») так и Диане, которой в том числе поклонялись скифы. В целом понятие Þeudā и перевернуто diot[a]/diutisc было собирательным для ряда племен в противоположность народам, использующим романские языки (латиняне), а форма theudische стала обозначением языка этих племен (как народный язык, theudische (позже deutsch) описывается в послании нунция Грегора папе Адриану I за 786 лето). Этноним thiudos, Þeudā встречается и в скандинавской форме tjod, в древнеисландском þjoð (þjoðann), древнеанглийском ðeod (þēoden), древнесаксонском thiot (thioda), готском gut-thiuda. Если общая форма thiud-, tjod и есть рассматриваемая нами чудь, то þjoðann, þēoden – это чудин/тудин/будин.
Чудь отображена в труде Иордана за 6 век «О происхождении и деяниях гетов» как thiudos в составе племен державы Эрманариха, а позднее с сокрушением Римской империи и возвышением франков распространяется королевское имя Теодерих (Tjodrik, Dietrich, Ditrik), восходящее к þeudo-rīks (готск. þiuda-reiks, вандальское tiuda-rix) – «правитель народа». К чуди восходит и название Швеции (Светии), происходящее от древней формы Svitjod (др.-норв. Svíþjóð, др.-исл.Svíþjóð, лат.Suetidi) – «народ/страна свеев».Здесь стоит отметить, что скандинавы пришли в новые земли из Великой Светьод (Svitjod hinnmikla), где стоял Асград и которую отождествляют со Скифией, и которую же можно соотнести с названием предшественницы Скифии – древней Прародины Шветадвипа (санскрит.«Белый остров»), со Светлоланью. Так под чудью (tjod, Þeudā) уже понимается тот народ, что вышел с Северной Прародины, которую греки именовали Гипербореей и преемницу которой видели в землях Великой Пермии. Швецию также называют и Sverige (Swēorice в англосаксонской поэме Беовульф), а среди финнов и эстонцев к шведам применяют однокоренное слову «рус» слово ruotsi. Собственно, сама старая столица Дании и резиденция датско-норвежских королей с 11 века именуется Роскилле (дат. Roskilde), да и ведь корень «рус» с формой «сар/сур» означает царственность. В действительности вне римского «разделяй и властвуй» германцы и русы (руги – восточногерманское племя и рутены – как кельтское племя так и средневековый экзоэтноним восточных славян, чей представитель Одоакр (можно сравнить с чешским королем Пржемыслом Оттокаром) упразднил Западную Римскую империю в 5 веке) исторически едины между собой, тем паче в стародавние времена. Таким образом, что сведение Татищева: «Недавно мне смоленской знатной человек письмом сообсчил, что у князя Радивила видел в древней литовской истории, чтo готов начало в Руси было, а не чрез море пришли, и для того литва доднесь руссов гути мянуют», что сведение Миллера: «потому что русских называют они на своем языке «Дючъ-Муртъ»…» говорят об одном и том же и удивляться не приходится, что древнерусское чудь, прагерманское Þeudā или готское þiudа — «народ» (также ирл. tūath, лит. tautà, лтш. tàuta, др.-прусск. tauto, оскское touto), имеет праиндоевропейское происхождение. Причем есть исследования (например, труды немецкого филолога и историка 19 века Карла Мюлленхоффа), где сjudi, записанное в 11 веке Адамом Бременским как scuti, выводится к формам thiudos и cud/scytha (в том численорв. čutte, cuđđe, саам. čute, čut, čudе«преследователь, враг, притесняющий лопарей» – мифологический персонаж саамов), что действительно наводит нас на веское сопоставление Великой Светьод со Скифией (в русских летописях Скуфь), а чудь со скифами и готами (готск. gut-þiuda, gutans). Это же можно прочитать и в трудах Ломоносова: «Имя скиф по старому греческому произношению со словом чудь весьма согласно; не происходит от греческого и, без сомнения, от славян взято, которые по большой части обитали между чудью и Грециею около Дуная», причем скифы-чудь «из давных времен в единнарод с нами совокупленные». Готское же название Gut-þiuda понимается как и «страна готов», будучи связанным с др.-исл. Sui-þjòd «страна свеев», др.-англ. Angel-þēod «страна англов», др.-ирл. Cruithen-tuath «страна пиктов». Если же учесть значение божественных Асов для готов, то общее единство вышедшего из Северной Прародины народа подчеркнет древнее самоназвание алан-ариан, о которых говорилось ранее – асы, отчего и станет понятно распространение имени чуди по Уралу, Кавказу и землям Алтая. Более того, согласно валлийскому историку 8-9вв. Неннию – автору «Истории бриттов», где в том числе рассказывается предание о пришествии праправнуков Одина Хунгиста и Хорса, – родоначальником германских племен (как и аланов) был Алан, прибывший в Европу одним из первейших с тремя своими сыновьями. В его потомство, в том числе, выводятся как готы, франки, бритты так и венды. Да и название германцев «алеманы» соотносится с аланами, где в первом случае «-ман» означает «человек, муж», во втором же «-ан» выступает известным окончанием как то русин, румын и пр., а если западное «гер» зачастую означает и «эр» (Германарих-Эрманарих, Герман-Эрман, да и у латинян аланы иногда записаны халанами/галанами), то эрман/армян и иран представляют по существу одну и ту же обширную общность аров, ариан. А еще восточнее, где чудь алтайская, известна Алан-гоа – легендарная прародительница многих монгольских и бурятских родов. Она являлась дочерью Хоридой-Мэргэна, основателя племени Хори. По «Сокровенному сказанию монголов» имела пятерых детей, самым младшим из которых записан Бодончар-мунхаг – прямой предок Чингисхана из рода Борджигин (Синеоких или Белооких). Здесь же названия западных монголов «ойраты» и «олеты/элюты» – огласовки корня «ар/ал» с окончанием «-ат» (на нынешним осетинском же самоназвание осетин звучит как ирæттæ, irættæ). Кстати сказать, как у готов титул правителя «рих/рекс», связанный с русами, так среди алан известны роксаланы (царственные аланы), да и в Индии раджи.
При этом в готском переводе Библии от Вульфилы за 4 век греческое слово ἐθνικός «языческий, принадлежащий к язычникам» было переведено как þiudisko, а в справочнике по генеалогии европейской аристократии «Готский альманах» за 18-20вв понятия thiudos и haidan применяются для язычников и некрещеных народов. Так под чудью (thiud-, tjod) понималась не только крупная общность родственных племен, поскольку другие слова, обозначающие большие родоплеменные группы (гот. managei; др.-англ. folc, leod; др.-исл. folk, lyr), появились в древнегерманских языках сравнительно позднее, но также люди древнего Мировоззрения, «язычники» по верованиям, «народ языческий». Причем понятие «народа языческого» переплелось с древним понятием общности родственных племен, вышедших с одной Прародины, что указывает под поверхностным понятием «языческий» на приверженность древнему Покону. Здесь следует добавить, что Степь половецкая 10-13вв была известна как Дешт-и-Кипчак (крымскотат. Deşt-i Qıpçaq), где слово «дешт» ничто иное, как огласовка «дойч» (deutsch). Да и сами половцы, вышедшие из Сибирского Лукоморья, именовались готами, как свидетельствует польский автор Матвей Меховский (1457-1523 гг.) в «Трактате о двух Самариях»: «Половцы – это племя, обитавшее по северному берегу Эвксинского моря, за Меотидскими болотами, которое другие называют готтами (Gotthos)» и как сообщает Сигизмунд Герберштейн (1486-1566 гг.): «Русские утверждают, будто половцы были готы…». Ну а если Степь половецкая именовалась со словом «дешт», то понятно, отчего в 1204 лете венгерский король Имре жаловался папе Иннокентию III, что болгарский царь Колоян привел против него «языческую армию», имея в виду половцев. Половцы также принимали решающее участие в знаменитой Битве под Адрианополем 1205 лета, в которой были сокрушительно разгромлены крестовые войска и пленен император Латинской империи: «Иоаннис, король Блакии, шел на помощь тем, кто был в Андринополе, с огромным войском: он привел с собой блаков, и бугров, и чуть ли не сорок тысяч куменов, которые были нехристями...». Так и вспоминается поход 9 века Великой языческой армии из датских викингов, которая после разгрома каролингской державы огнем и мечом прошла вероотступную Англию! Что же до алан, то как Ибн Руста в 10 веке сообщил: «Царь аланов – христианин в сердце, но все люди, населяющие его царство, – язычники», так и около 1225 лета Феодор Аланский жаловался патриарху Константинополя: «Аланы христиане только по имени. Если же где и есть часть Иакова, то враг и там посеял плевелы…». А половцы, между тем, звались еще кунами (хунами/гунами), сарами и команами. Тем важны названия половцев сары и команы, что в 18 веке историк, географ, общественный деятель и основатель исторического общества в Архангельске Крестинин В.В. в своих исследованиях пришел к выводам, что двинский народ, т.е. жители Двинской земли, произошел от половцев-команов. Так он называл зырян (где просматриваются и сары при корне «сар»), говоря, что в целом этноним коми связан с команами. Ну а когда московиты, неся на плечах «третий Рим» и обожествляемый идол в виде трупа на кресте, с кровью пришли в земли Пермии и позже за Урал в 15-17 веках, то, как известно, чудь воспротивилась христианам, неистово оборонялась и позже затворилась «под землю».
Как можно видеть из ранее сказанного, понятие «чудь» имеет важное значение и скрывает в себе значимое звено общего арского (можно сказать, индоевропейского) наследия. Ныне для многих это значение забыто, а сохранившаяся форма «дойч» используется для обозначения совсем небольшого числа потомков тех, кому оно принадлежало. И распространенные, как говорилось выше, две удобные для «официальной» истории версии определения чуди довольно умело уводят в сторону от понимания глубины ее значения. «Сказочная версия» опирается на путаницу и напластования, окружающие сведения о чуди, рисуя из них мифический образ, уводящий от серьезного отношения к данному вопросу, тогда как «историческая версия» мешает чудь с некой дремучей частью финно-угров и превращает в некое чуждое белому человеку племя, выводя тем самым из его, белого, исторического наследия. В действительности понятие чуди, как можно видеть, восходит к отдаленным временам единой арской общности, индоевропейского единства в землях Евразии, представая обозначением Великого арского народа, разошедшегося на крупные родоплеменные союзы, охватывающие обширные пространства. Причем предстает обозначением народа в связке с его исконным Мировоззрением и его древней верой, веданием Покона (изначального свода правил, ведания устроения Мира и его Бытия). Именно на последнем основано отождествление чуди в лице народа с язычеством, когда под этим широким и довольно поверхностным по смыслу понятием была укрыта приверженность древнему Вежеству, и когда отступничество и отцепредательство в угоду медленно вызревавшему культу смерти было названо «христианством», тогда как первоначальный смысл понятия «христианство» восходит к кресению – очищению, будучи связанным с кресом-крестом – древним образом Огня. Так чудь в лице «народа языческого» вобрала в себя значение, прежде всего, той части арского народа, что не отреклась от древнего отеческого Покона, неся его Свет сквозь сгущающиеся краски времен. Но исчерпывается ли на этом то, что несет в себе понятие чудь?
Известно, что чудь, или чудаки по словарю Даля, соотносятся с понятием «чудо», к чуди в сказах применительны слова чудной, чудит. Слово чудо, обозначающее нечто происходящее за гранью обыденного понимания, восходит к праславянскому слову кудо, от которого произошло др.-русск. кудесъ «чары, волшба, колдовство» и кудесник в понимании колдуна, волшебника, чародея. К кудесам восходит слово чудеса, а само слово чудо в позднецерковно-славянском представлено формой штоудо, приравниваясь в значении к волшебству. Видно, что с чудью связаны явления, сопоставимые с определенными умениями – чародействием и волошбой. Это в полной мере подтверждается разными сведениями о чуди. Так ненцы рисуют чудь-сиртя предсказателями смертей, в сказах коми наряду с чудью-великанами и чудью-язычниками выделяются черноволосые мелкие чуды, которые хоть и живут как обычные люди, да только невидимы и «вредят», отчего нужно защищаться молитвой. Собственно, в последнем приравнивание чуди к неким бесам является поздним папистским кривотолком. Известен поморский рассказ про краснокожую чудь на Новой земле, умеющую быть невидимой. В наряде благовещенского приказа 1847 лета по Архангельскому уезду значится, что от остатков чудских населенцев взятая в замужество крестьянину в деревне Михалевской девица обладала «необыкновенной» силой, которая, тем не менее, уже не проявилась в потомстве. Также про село Койдокурья Архангельского уезда, названное по имени старого первопоселенца чудина Койды (имя сопоставимо со словом кудо), известно среди окружающего населения, что жители села – поколения Койды, – были великорослы, «чрезвычайно сильны» и могли говорить между собой на 6-ти верстном расстоянии (стало быть, телепатически). Подобное можно услышать и на Урале, как то о деревне Александровка вблизи горы Иремель, где единственный оставшийся к 21 веку от старого населения житель рассказывал, как еще застал поколение сильных высоких и красивых людей, что легко носили целые стволы деревьев. Отметилось в разных сообщениях и искусность чуди. Так из одного судебного дела Запечорского края за 19 век у крестьянина Иова отмечается железный топор особой прочности, который не могли даже точить. Как стрелы и ряд других предметов, топор был изъят из оставшихся чудских городищ по реке Тобышу. В Мохченской волости о прежних чудских жителях уверенно рассказывали, как они занимались колдовством и видели, как те могли бросить одежду на реку, сесть на нее же да переплыть на другую сторону. Любопытно, что в Пудожском уезде на Водлозере известен остров, где, по преданию, легла оставшаяся чудь. Так сей остров почитали священным местом, где воспрещалось рубить лес. Так, если говорить по преданиям и сведениям в целом, в большинстве своем чудь рисуется могучим племенем с богатырями и волшебниками, хотя немного встречаются и описания людей слабосильных, уступивших свое место, или описания страшилок, что чудью пугают детей. Последнее все те же поздние кривотолки из разряда описания папистами древних языческих обрядов, где от правды остается жалкая частичка. Оно и понятно. Так на Зимнем берегу чудью основано селение Зимняя Золотица и про местное кладбище говорят, что оно чудское, но сами жители села в 19 веке считали себя потомками Новгородцев, ушедших из земель Новгорода на новое место во время водворения христианства. Представление же чуди в виде чародеев и богатырей соотносится как со скандинавскими сагами, представляющими жителей Биармии-Пермии, на чьих царевнах охотно женились конунги, в виде колдунов, напускающих штормы и топящих корабли, так с необычайно сильными героями корельской Калевалы, где, между прочим, говорится «мы должны будем оставить эту землю и они здесь водворятся», где под «они» понимается нынешнее население. Это мы видим как раз в уходе чуди «под землю», не захотевшей с одной стороны принимать отступничество, с другой – проливать братскую кровь. При этом уместно припомнить, как чародейство было развито среди тех же половцев, что занимали пространства Дешт-и-Кипчак, да как поражали в свое время противников поборники древнего Покона. Например, половецкий хан Кзак«бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ, Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону Великому». Помимо ханов-жрецов у половцев существовали верви жрецов-шаманов, которых именовали словом «кам», согласующимся со словом «коми», тем паче если учесть тождество коми и команов-половцев. Кам как раз связуется с представлениями о чуди, как о волшебниках, чародеях. То, что чудь применяла силу, можно увидеть и в упоминаниях терских лопарей, которые повествуют о том, как их уничтожали чутте, да узнать в сказах саамов, что «о давние времена в наши земли приходила чудь белоглазая. Поверх одежды враги носили железные латы, на головах — железные рогатые шлемы. Лица закрывали железными сетками. <…>Хотели они весь наш род свести, чтобы не осталось на свете саамов». Последнее красноречиво напоминает древнюю борьбу аров с так называемыми дасью (если прибегнуть к понятиям вед, сохраненных в Индии), связанную с борьбой за чистоту крови.
Как видим, понятие чудь несет в себе также волшебников, тех, кто в силу хранения древнего Вежества обладал достаточным умением для кудес. Быть может, как Рус и Сар являются образом царственности в арском обществе, так и образ Чуди связан с Волхвами. Тем более, что титул «герцог» (фр. duc, англ. duke) – племенной князь, первый после царя или короля, – восходит к латинскому дюк (dux), как римляне именовали германских, кельтских вождей и предводителей, а вождь зачастую был и жрецом. Именно со словом дюк связано известное по Бенито Муссолини слово дуче. Папизм же, пытаясь очернить все вехи Мироздания вплоть до самого Солнца, в нынешних поколениях пытается навсегда упразднить даже само желание людей узреть внутренние возможности, дабы не обрели они достаточных сил и не заговорил их голос крови, что приведет к обязательному упразднению несправедливости.
Важно упомянуть еще одно предание из села Юрола вблизи Холмовского озера. Старожилы отмечали, что село связано с чудью и название селу дал Юр, у которого были братья Тур и Окат. Тур разселил Чушельское селение, Окат – Окатовскую деревню. Юр, Тур и Окат в данном повествовании суть отголосок древнейшего образа, несущего в себе арское расселение (Юр/Ар – Ария, Иран; Тур/Сур – Туран, Сурия; Окат – Катай, Китай, как одна из форм слова Скития-Скифия). При этом в Датской истории Саксона Грамматика (1140-1216) известны такие правители биармийцев как князь Кус с дочерью Торой или князь Эктер, который сопоставим в имени как с Октаром гуннов так и с Гектором троянцев. Что уж говорить, если название Пермии восходит к Пере-богатырю, который и является Громовержцем Перуном. Между пермяками о Пере говорится как о чудском богатыре необыкновенной силы.
В целом о чуди не стоит судить исключительно как о финно-уграх, готах, русах, аланах, половцах или других, но вместе с тем в ней стоит видеть общее понятие тех из аров, что занимали отеческие земли и хранили исконное Мировоззрение до самого своего внешнего исчезновения.В темную пору поступи культа смерти и его хозяев, когда пришло его время в Кругах времен, те ары, что соблюдали Покон, приняли решение уйти в закрытые места, прекратив тем самым череду убийств и невежественных правлений для своих потомков. Естественно, кто-то остался и продолжил сопротивление, кто-то принял на себя отступничество, слившись с поколениями тех, кто уже нес его в себе. Так сложилось, что часть «ушла под землю», да с сокровищами, после чего обросла легендами, часть же осталась, превратившись в то, что можно видеть поныне. Сему был положен свой срок и важное значение лежит здесь в нашем же предательстве, которое повлекло всеобщее ухудшение положения белого человека. Те, что остались, подверглись разным угнетениям со стороны новоявленных хозяев, заменивших Вежество невежеством, да так, что многие рода в разных областях той же Евразии вовсе утратили сейчас свою чистоту и свой облик, отчасти сохранив лишь названия. Но ушедшая часть ушла не навсегда, не столь долгое время было дано культу смерти сделать свое дело. Ибо, как сказано, оставлены «клады заветные» и «много сокровищ, но могу дать их моему народу лишь в назначенный срок. Когда воинство Северной Шамбалы принесет копие спасения…». Вопрос в том, смогут ли оставшиеся вернутся сперва хотя бы в сердце к исконному до назначенного срока? Или же от них останется лишь искривленное упоминание?
Когда наступит Рагнарёк, то будет не конец Земли, ибо новая Земля возродится из волн Мирового океана, и ею будут править боги, не совершавшие клятвопреступлений и ошибок.