Сарматия и Пермия Великая
Славяне и чудь по нашим, сарматы и скифы по внешним писателям были древние обитатели России. Единородство славян с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательств неоспоримо. Народ славенский усиляясь притеснил чудь к сторонам северным и восточным и часть оные присовокупил в свое соединение.
Ломоносов М.В. — «Краткий российский летописец»
Причина «замещения» скифов сарматами, что в «исторических» трудах часто сопровождается описанием «суровой скифо-сарматской войны», заключается не в уничтожении одного народа другим. Народ, в котором «сарматы» и «скифы» являлись лишь крупными родоплеменными образованиями, остался на том же самом месте, где и пребывал, но стал обозначаться иначе после смены управления и перестановки влияния. Причем перестановка влияния произошла на Западе «Великой Скифии» до Урала (так называемая Сарматия), за которым на Восток географами и позже обозначалась Скифия. Сарматская династия, взявшая на Западе власть у «скифской», восстановила пошатнувшиеся древнерусские устои при сношении западных скифов с греко-римским миром.
Среди сарматского союза племен особенно выделялись аорсы (собственно, русы), роксаланы (русколане) и позже аланы. Они составляли сильное и развитое сарматское государство. В частности, греки зависели от поставок сарматского зерна, а высокий уровень металлургии позволил создать высококачественное снаряжение для тяжелых конных воинов, прорезающих римские легионы. Карта распространения изделий из молочно-белого халцедона (сапфирина), которую приводят А.Ф. Мельничук и М.В. Вылежнева в статье «Изделия из халцедона-сапфирина в Восточной Европе как индикатор культурных связей населения Прикамья с Сарматским миром в первой половине 1 тысячелетия н.э.» (http://kidm-psu08.ucoz.ru/publ/12-1-0-17), показывает три основных ареала: Крым; Приазовье; Волго-Камье. Типологически предметы из сапфирина представляют собой круглые диски, которые применялись в качестве наверший для рукояток мечей и кинжалов, и служили этническим признаком племенной организации поздних сарматов. Навершиям позднесарматских мечей часто сопутствуют крупные халцедоновые бусы, которые использовались для украшения кистей или темляков этого боевого вооружения. Согласно приведенной карте наибольшее распространение эти изделия имели на территории Перми Великой. Как пишет В.Е. Шамбаров, образование приокских и поволжских городов связано с «особыми скифами». Эти скифы, «прибывшие в эту местность по отделению от царственных скифов», жили на Севере. Царские скифы же «населяли заволжские просторы», что излагает А.А. Абрашкин. Геродот писал, что река Герра разделяет область кочевников и область царских скифов. А.А. Абрашкин определяет реку Герр как Волгу, до впадения ее в реку Гипакирис (по А.А. Абрашкину – река Ока). Таким образом, видно, что это и есть земли Нижегородчины и Вятки, Прикамье, то есть южные области Пермии Великой. Геродот, описывая поход Дария на скифов, приводит такие слова скифов, что они потерпят поражение только после прихода персов на отеческие могилы. А отеческие могилы скифов лежали в Геррах, то есть на территории Пермии. Еще в Авесте указан Древний Хайрат – одно из первейших государств Русского народа после Потопа. Обосновавшимися после Потопа в горах Предками был основан Северный Хайрат (северные области Уральского хребта), при продвижении южнее – Южный Хайрат. Новая прародина, из которой волнами шло заселение других областей, была направляющей силой, хранительницей истоков Ведичества. Именно в областях сложившейся позже Пермии и располагался Северный Хайрат.
Сарматы, выделившиеся из среды западных скифов, суть понятие (как и «скифы»), не обозначающее самоназвания. «Сарматы» называли себя русами (искаженно аорсами) или русколанами (в искаженном виде «роксолане») – жителями Русколани (Русской земли). Ломоносов еще утверждал, что русы произошли от сарматов. Егор Классен писал, что «мы должны заключить, что народа Сарматов — также не было, как не было и Скифов».
Само слово «сармат» состоит из корней «сар» и «мат», имеющих древнее происхождение. Известно, что понятие «сар» соотносится в своем значении с понятием «царь». Отсюда же и всем известный Сарай, как место нахождения царя. Существуют издревле правила прочтения слов как справа налево, так и слева направо. Корень «ср» или «рс» означает Свет (светлота), Солнце (Сур-Сол, Сурья), царственность (при этом царь/сар мыслится как образ ясности, высокого и чистого Сознания в управлении страной в подобии Солнцу, держащему солнечную систему). Возможно, многочисленные венеды (ваны) называли русами/русью воинско-княжеское сословие, правителей. Корень «сар» является базисным во множестве географических названий: Сарды (столица древней Лидии), Саркел (столица Хазарского каганата), Сарай (столица Золотой орды), Сараево (столица Боснии и Герцеговины), Саратов, Сарапул на реке Кама в нынешней Удмуртии. Корень «мат» может представлять искаженную форму «ман» — человек, муж. В болгарских летописях сарматская династия обозначается как «Чирмыш», где «чир» искаженно представляет «сар», а корень «мыш» близок к понятию «муж». Но «мат» часто толкуется связанным с женщинами, занимающими среди «сарматов» особое положение.
У сарматов (как и зачастую у скифов) сложилось равенство между мужчинами и женщинами. Женщины были не только жрицами, но и участвовали в боевых действиях и походах, могли управлять и стояли во главе некоторых племен. Занимали женщины видное положение и в Гиперборее, описываемой греками, т.е. в северных областях Пермии. На основе этих обстоятельств древние греки и писали о воинственных и прекрасных амазонках. А среди племен сарматов множество греческих авторов выводили «племена амазонок». Обозначение «amazones/amazonia», встречаемое на античных картах при Волге, значится и на карте мира Фра Мауро (1450 год) примерно в области устья Камы. Арабский ученый Абу-Обейд аль-Бакри (Х век) писал: «На запад от земли русов находится город женщин, они владеют землями и невольниками. <…> Они ездят верхом, участвуют в войне и отличаются храбростью». Примечательно и естественно здесь то, что «город женщин» (если учитывать размещение амазонок при Волге на картах античности) помещается на западе от «земли русов». Были русские женщины воительницами и впоследствии. Так конные отряды из женщин-воительниц сопровождали цариц времен «Золотой Орды» и еще в начале XVII века конные отряды женщин участвовали в выездах московских царей.
Сарматские женщины хоронились наравне с мужчинами, известны многочисленные могилы женщин при воинском снаряжении. В междуречье Дона и Северного Донца у хутора Сладковского в захоронении знатных сарматов были найдены останки женщины – вождя, о чем свидетельствует сохранившаяся гривно – нашейный обруч из сплава золота и серебра, украшенный искусно сделанными изображениями животных в пермском «зверином» стиле. Он служил у скифов и сарматов символом власти. Рядом со знатной амазонкой лежал длинный железный меч с бронзовой рукоятью и наконечник копья – естественно, древко с периода около V века до н.э. не могло никак сохраниться. По правую руку амазонки-вождя лежал колчан со стрелами. Оружие должно было служить своей хозяйке после смерти столь же исправно, как и при жизни. Это еще раз говорит о том, что в древнегреческих мифах об амазонках есть значительная доля правды, хотя и переплавленной в поэтически-сказочные формы. Это может подтверждать и выводы некоторых исследователей, что мифический Одиссей посещал Биармию (Великую Пермию). В головах захоронения женщины ученые-археологи также нашли потускневшее, но некогда отполированное до блеска бронзовое зеркало и красивые украшения – редкие и красивые стеклянные бусы из цветного стекла и такой же браслет. Зеркало служило не только предметом быта и не зря лежало в изголовье захоронения – известно, что в зеркале отражается как облик человека, сохраняя его образ, так и воздействия. Ношение на груди маленьких зеркал, которые отражают прибывающие потоки и чувства, неблагоприятные для человека, использовалось в качестве оберега.