Ачинский жезл
Археологи нашли многочисленные свидетельства того, что в доисторические времена люди проявляли большой интерес к Солнцу, Луне, звездному небу. Сибирь представляет огромный интерес для астроархеологов, обнаруживших в этой земле древнейшие артефакты.
С астрономией тесно связано такое понятие, как календарь, ибо с помощью передвижения светил по небу древние определяли, какое сейчас время года, ведь природные условия (смена времен года) не всегда могли точно указать, какой нынче день или месяц. Человечеству известно несколько древних, невероятно точных календарей — календарь ацтеков, круглый календарь майя, наделавший много шума в прошлом декабре — невежи посчитали, что он предсказывает конец света. Есть еще некоторые календари — древнешумерский, древнеегипетский и тому подобное. Но мало кто знает, что люди, жившие на территории современных Сибири и Урала многие тысячи лет назад, тоже имели свой календарь, не менее загадочный, чем календарь тех же майя. И этот календарь в недалеком прошлом был найден.
В 1972 году доктор исторических наук В.Е. Ларичев приступил к плановым раскопкам в Сибири. Целью раскопок было так называемое Ачинское палеолитическое поселение. По подсчетам ученых, это одно из древнейших поселений на планете, его возраст насчитывает более восемнадцати тысяч лет!
Во время раскопок было сделано множество ценнейших находок, которые позволяли понять, как жили люди в то невообразимо далекое время. Но одна из находок стала буквально сенсационной. Это предмет в виде жезла, вырезанный из бивня мамонта, прекрасно отполированного. На жезле располагались ряды углублений типа лунок, образующих змеевидные ленты по всей его поверхности. Эти лунки были различными по очертаниям, всего их насчитали 1065 штук, образовывающих спиральный узор. Видимо, эти лунки были сделаны методом продавливания различными разнофигурными каменными штампами.
Ученые долго ломали голову, что это такое? Чем для древних был этот жезл? Сначала предполагалось, что этот предмет чисто культовый, потом выдвинулось предположение, что это просто рядовой образец культуры человека эпохи палеолита. Так, по крайней мере, казалось на первый взгляд, но это только на первый. Жезл решили изучить более подробно и тщательно, даже рассматривали под микроскопом. И вот после этого осмотра и переноса на бумагу изображения лунок обнаружилось, что спирали лунок не просто хаотичный узор, а четко разделены на отдельные ленты, а эти ленты, в свою очередь, разбиты на зигзагообразные «строчки». Когда подсчитали количество «строчек», то выяснилось, что они состояли из определенного количества точечных ямок.
Полученные ряды чисел заставили Ларичева еще сильнее углубиться в изучение необычной находки. Первое, что бросилось ему в глаза после подсчета, это кратность количества лунок во всех лентах спиралей числу 3. ну, почти во всех — такой закономерности не подчинены лишь ленты под номерами 173 и 187 (все ленты были пронумерованы — для удобства подсчетов и дальнейшей работы). Однако говорить, что это исключение, тоже нельзя, так как у основания жезла они совмещаются, и общая сумма их лунок равна 360. Соответственно, эти ленты также подчинены общей закономерности — кратности числу 3.
Что же это за жезл такой интересный получается? Что означают все эти числа и закономерности? Ларичев выдвинул предположение, с которым согласилось большинство ученых: жезл — предмет не культовый и уж тем более не рядовой. Жезл не что иное, как календарь. Вполне логично будет предположить, что люди с этой палеолитической стоянки, на которой было найдено множество находок, подтверждающих довольно высокий уровень их культуры и развития, должны были как-то существовать в регулярно изменяющихся природных условиях, как-то к ним приноравливаться. И так как Юлианский календарь к тому времени просто еще не был изобретен (или открыт — тут каждый выбирает наиболее подходящее для себя определение), то должен был существовать какой-то другой. Какой? Ларичев постарался ответить на этот вопрос, опираясь на различные источники, начиная от древних летописей и заканчивая современными изданиями книг независимых исследователей, которые пока еще неизвестны широкому кругу читателей.
Что же в Ачинском жезле натолкнуло пытливого ученого на мысль, что это календарь? Количество лунок в лентах спиралей. Оно имеет ярко выраженный характер календаря. Например, лента под номером 45 отражает продолжительность полутора лунных месяцев и восьмую часть солнечного года; лента под номером 177 — половину лунного года и количество суток от осеннего до весеннего равноденствия; 207-я лента — половину лунного года плюс один месяц; 173-я — половину так называемого драконического года, играющего особую роль при определении времени возможного затмения; 187-я — количество суток от весеннего до осеннего равноденствия; 273-я показывает десять сидерических (т.е. звездных) лунных месяцев, что равняется трем четвертям солнечного года.