День Дивы-Додолы
22-24 июля в стародавнии временанаши предки праздновали День Богини Перуницы. Перуница -(Дита (кельт),Dzydzilelya (польск.), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, Додоле/Дудуле(болг.), Додилаш/Дудулейка/Додолице (серб.-хорв.), Пеперуда/Перперуна(серб.), Перыня, Перуница,)— Богиня грозы, молнии, дождя, весны,кормления детей. Супруга и помощница Бога Перуна. Также у славян Дива-Додола почиталась богиней лета, как времени года и лета человеческой жизни — молодости.
С особенной любовьюпокровительствовала Додола молоденьким девицам, их забавам, песням,играм и причудам: гаданьям, верованьям — всем девичьим тайнам исекретам. К ней могли обращаться только женщины-жрицы. В старину былобычай — в засушливое лето водить по деревне молоденькую девушку-сироту, увенчанную травами и цветами. Ее называли Додолой. У каждой избыучастники шествия выстраивались в ряд, пели и танцевали. С нимитанцевала и Додола. Хозяйка дома, взяв полное ведро воды, обливала ее — этим обрядом испрашивали у небес дождя.
В народном календаре этотпраздник сохранился как день Офимьи Стожарницы и отмечался 24 июля посовременному календарю (11 июля по старому стилю). В это времяпоявляются первые стога в поле. Стоит жаркая погода. Страдно-грозоваяпора. Сияние Стожар предвещает хорошую охоту на медведя. Если солнечно — к урожаю зерновых культур. Так же считалось, если много комаров —готовь короб на ягоды. Много мошек — готовь по грибы лукошек. Если в этот день дождь — хороший улов рыбы. К хорошему лову, также гром. Глухой гром в этот день — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню. Этот день считается женским праздником.
По Словарю В.И.Даля, стожар,стожарь в северных говорах — «шест, втыкаемый твердо в землю, посредистога, чтоб он не клонился. Стожары — целый ряд таких шестов или долгихкольев, для скирды сена или хлеба». В рязанских и калужских селениях так назывался «плетень, огорожа вокруг стога» [Даль. Словарь, 4; 335].Кроме того, Стожары — это русское название созвездия Плеяд, а где-то — Большой Медведицы, причем русскими людьми, рассматривавшими небесный свод как некийтаинственный, магический текст, написанный с помощью звезд и светил, Полярная звезда (в Ведах сохранилось её название как звездыТары), находящаяся недалеко от Большой Медведицы, представлялась стожаром, тоесть колом, шестом, вокруг которого ходит лось или лошадь на приколе.
Празднование Дня Перуницы Болгарами-Помаками.
В 19 веке Стефан И. Верковичиздал два тома «Вед Словена» (в 1874г. и 1881г.). В них вошлисокральные песни Болгар-помаков, которые он собрал в Родопских горах.Это богатое сокровище памятника древней славянской народной культурыпредставляющее собрание обрядных песен, собраных из уст Помаков — илимусульманских Болгар (Волгар). Они собраны по базарам Македонии и Фракии. Одна из этих песен посвящена празднованию Дня посвященного Богине Перунице и называется празднование Изоч дня.
Когда долго не было дождя,сельская управа старейшин собирала девушек, и наряжали венками однудевочку-сироту, которая жила без отца и матери, и водили её по селу ипели следующую песню:
Песня.
Ой, Боже, Перун, Слава тебе,Боже, на земле! На Изоч -день свой ясный дворец отомкни, и Солнцеясное в небеса ты пусти, чтоб Солнце взошло над землею, да осветило всю долину и поле зарею. Ясная заря, над нашим городом вставала и нивы с пшеницей нагревала, малое время три недели. Поле зазеленело ипшеница уже поспела.
Да вот рассердился тут Даждь Бог,разгневался, что девушки не вышли поводить по селу девченочку-сироту,которая живет без отца и без матери. Не одели её, не убрали, и венки для неё не собрали, и не ведут её от двора ко двору, требу совершаяту. Да дары ей не дают, студёную воду на неё не льют.
И вот когда девы добром не сталиводить сироту, то Бог разгневался и частой росою теперь не роситдолину ту. И ещё беду он сотворил, пообещал, что лишь когда три года,минуются то только тогда он росой оросит! Пшеница тут вся повяла, даповысыхала. И к тебе Боже мольбой молимся, чтобы замкнул, примкнул тыдворец, и три дня Солнце чтоб спало и не грело. Да что быумилостивился и Даждь Бог, и отмыкал бел кладенец, где у него облака итучи. От кладенца воды он тогда бы попил, и росою поле оросил.
И потом когда дойдёт к нам Небесная Юда самовила, которая в десной (правой) руке золотой серп носила, а вшуйце (левой) хлебные колосья хранила, мы тебе Боже, жертву в коле(круге) воздадим, белую пшницу принесём и отдадим. Да песню, Боже, тебе споём, чтоб жертва тебя достигла и на поле дождем всегда снисходила.Девченочки на поле песней тебе славу славят! Но петь девы ещё не пеликак сам Перун Бог посылал глашотая, и крикнул тот решенье Боговподтверждая:«Ой, Солнце, ясное где же ты, где! Придержи ясные зори,чтобы не грели они землю, а то поле пересохло, колосья все попадали.Рассердился тогда Даждь Бог, что греешь ты малое время, три недели, икладенец он затворил, прогнал он всё облака, да тучи, и воду он непил и дождь тогда не росил». Ещё глашотай это не сказал, как услышалоясно Солнце, и зори попридержало, и заходило во дворец, и тутест, и тут пьёт, а потом заходит в спаленку, где его любезная ждет и три дня Солнце спит и к нам не идет. Но Даждь Бог с этим несоглашался, и не отмыкал бел кладенец, только пуще ещё возмущался.
Повышли тут девченочки на поле иломят руки белые плачут кликают, но их мольбы Боги не слышат! Тогдавыходил старый боярин, и звезде Стожаре он жертву воздает, и еёмальбой молит и поет: «Звезда ясная, светишь ты да высоко, на небесах и видишь далеко, скажи кто грех сотворил, против Богов?» И тут звездапрокричала: «Стар боярин, мой клятвенник, что мольбою молешься, и чтомне жертву воздаешь? Никто грех не сотворил! В вашем граде обычай был:что когда Бог разгневается, и не расит часту росу то собираются тутсразу девочки и находят сироту. Приоденут её уберут, и венкаминарядят и деву со двора во двор ведут. Там дарами её даруют, студёной водой поливают с головы и до ног обливают. Вот этим и жертвуют для Бога! И Бог сжалится, и отомкнёт бел кладенец, и напьются тутоблака, и тучи, и заросит частая раса. А девы на это не соглашались, с того Бог и разгневался. Тогда вот беду и сотворил три месяца ужерос не росил. Иди же, старый боярин девченочек, собери и обряд сейдревний проведи. Пусть водой сироту поливают, а она тряхнёт дапотрясёт, словно малая Перуница и к Богу с мольбой обратится: «Ой,Боже Даждь Бог, смилуйся надо мной, пожалей, осталась я одна, безматери, без отца и хожу я по городу, от двора до двора, и меня дарамидарят, из посуды студёной водой крапят, полей Боже, крупным дождём,да частой росой» Так пропоёт девченочка, и богу она пожалится,попечалится, то тут же заросит крупный дождик, часта раса упадет и квам Небесная Юда самовила придет, в десной руке у ней серп золотой, а в шуйце хлебных колосьев сноп витой.» Речь звезда не промолвила, какна небесах скрылася да облаком укрылася. Стар боярин в большом граде,собрал девченочек и нашел он сироту, а приодел её сам царь, чтоб все увидели её красоту. Девчата её цветами убрали и младу невесту ходить по дворам послали и стали её там поливать с головы до ног обливать.Встряхнулася девченочка, будто малая Додола-Пеперица, и к Богу смольбой она должна обратится. Запела дева, и все завикали, а царь с царицей ей три монеты даровали. На голову, да на шею их прицепили идвери дворца отворили. И вот пошла она от двора ко двору, песнюприпеваючи ту. И Бог её песни внимал, и бел кладенец отмыкал, чтобоблака и тучи напились студёнай воды, и крупным дождём достигли земли. Колосья чтоб наливались и все Небесную Юду, встречать собирались. В десной руке у ней серп золотой, а в левой сноп колосьев витой. Она их на голову сироте возлагала, и девчонок всех на жатву собирала,чтоб на поле они выходили, и белу пшеницу косили. Речь им НебеснаяЮда рекла, зарок поручила, передала, чтоб когда с поля вернутся они, то Перуну требы принесли.