Словарь основных персонажей славянской мифологии и ритуальных понятий. НАВЬ.
НАВЬ — «Темная Сила», управляющая Миром, одновременно — загробный мир, «тот свет». Так же — философское понятие, олицетворяющее (приоритетно) Силы ИЗМЕНЕНИЯ, совокупность сил, измененяющих мир. Противостоит понятию ЯВЬ, приоритетно символизирующей Силы Неизменности (то что ЯВно, то что уже есть). Навь — не энтропия в чистом виде, не чистое разрушение, не «абсолютный хаос» и НЕ некое «абсолютное зло». Здесь следует заметить, что так называемые «добро» и «зло» — категории ноогенные: т.е., пораждаемые разумом и вне разума не существующие. В природе «добра» и «зла» — нет. Природа имморальна (ВНЕморальна). Тем более, что — (приоритетно) связанное с понятием НАВЬ — так называемое «зло», как сила, изменяющая мир, только на short-е видится таковым. На long-е оно трансформируется в «добро». Чтобы оценить пользу каких-либо «злых» действий, должно пройти время (меняющее все и меняющееся само)… Все идет по космогонической схеме:
Статус —> Противник, «зло» для Статуса —> Хаос —> Интеграция ресурсов —> Новый Статус —> итд…
В определенной степени (приоритетно) соотносящееся с понятием Нави так называемое «зло» — это НЕ «разрушение» (что видно на short-отрезке каждым недальновидным), это именно ИЗМЕНЕНИЕ (что видно только на long-отрезке теми, кто умеет смотреть несколько далее). Изменение включает в себя в том числе и разрушение (части) старого статуса и созидание нового статуса. Закон «преемственности и отрицания» действует сквозь все позиции схемы. Во вселенной НЕТ этой, распространенной среди профанов, вульгарной пары «созидание -vs- разрушение», которую придумали подлеповатые белосветники, не видящие во тьме, а видящие только то что на свету: короткий отрезок (схемы). Находящиеся же во Тьме — могут видеть и то что на свету, и то что во тьме: и короткий, и длинный отрезки (схемы). Во вселенной есть пара «Неизменность -vs- Изменение» или, иными словами «Статика -vs- Динамика». Любое созидание что-то разрушает, хотя бы просто представления о неизменности старого. Не может что-то появиться на пустом месте, а лишь взамен ранее существовавшего (на этом «месте»). Таким образом, Статичность и Динамика (Явь и Навь) хоть противостоят друг другу, однако, при этом очевидна принципиальная невозможность «победы» одной Силы над другой — как Абсолютный Порядок, так и Абсолютный Хаос приведут к исчезновению Вселенной в целом. Особо следует заметить, что в языческой философии (как и в Природе) у этих двух Сил, единых в своем противоборстве и взаимопереплетающихся — Яви и Нави — НЕТ неких определенно-четких характеристик; можно говорить лишь об условной приоритетности при символизации за ними (соответственно) Неизменности(Явь) и Изменения(Навь) — так как в вышеприведенной схеме, в принципе, КАЖДОЙ из позиций можно (в зависимости от конкретного оценщика, ситуации, места, точки отсчета) сопоставить как Явь, так и Навь — что иллюстрирует тайное единство противоположностей в своей взаимной борьбе, и ни одна из них в принципе не может существовать без другой (пока существует эта Вселенная с ее Законами). НЕИЗМЕННОСТЬ & ИЗМЕНЕНИЕ, постоянно взаимопереплетаясь и постоянно меняясь местами — вместе создают «Музыку Вселенной» — ПРАВЬ. Как напряжение струны, натягиваемой и отпускаемой, создает гармонию колебаний, называемую музыкой, так чередование и вражда противоположностей творит сущность, смысл и гармонию жизни [гармония НЕ есть стационарное состояние вообще; гармония — это умело нарушенный(измененный) порядок вещей]. В борьбе организма с организмом, человека с человеком, мужчины с женщиной, поколения с поколением, класса с классом, народа с народом, идеи с идеей, веры с верой — сражающиеся и взаимопереплетающиеся противоположности есть две неразделимые основы, создающие лоскутки на ткацком станке жизни; преследующие антагонистические цели и, именно поэтому, созидающие это невидимое единство и тайное согласие целого. «Разногласящая гармония — наилучшая». Наиболее изящно это отражает известная монада инь-янь — весьма характерно, что на языческом(!) Востоке (откуда родом эта монада), белый цвет считают траурным, тогда как черный цвет связывается с проявлениями жизни и деятельной силой (в дополнение к рассматриваемой теме см. ЯВЬ ).