Мань-Пупу-Нёр
Мань-Пупу-Нёр – вершина Северного Урала с высокими каменными изваяниями. Официально их называют «столбы выветривания» и ныне это «геологический» памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми на территории Печоро-Илычского заповедника на самой горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси «Малая гора идолов (или богов)»). Сами изваяния на языке манси звучат как ерн пупыгыт — «ненецкие идолы». Самих каменных фигур семь, высота их от 30 до 42 м. С местом связаны многочисленные легенды и сами «Столбы» являются объектами культа манси, что неслучайно.
Одна из вогульских легенд гласит, что некогда семь «великанов-самоедов» шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов Ялпинг-нер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп (находится рядом), а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными. Ялпынгнер – дословно «Священный старик». С этим персонажем соотносится медведь (распространённый культ Бера и Бер здесь сразу же напоминает о гербе Пермии Великой) и достаточно часто Нум-Торум. Нум-Торум как связан с Тором/Туром, так и заключает в себе образ Белбога — в мифологии хантов и манси Небесный бог, Создатель Мира. Также именуется «Белый старик», «Золотой свет». Сидя на небе на золотом стуле он дер¬жит в руке посох с золотым набалдашником и наблюдает в дыру за жизнью на земле. На верхнем небе выстроено жилище Нум-Торума, «с серебряным дымоходом, с золотым дымоходом». Дом полон богатства, в нём семь отделений, где хранятся книги судьбы. Перед домом — столб для привязывания верховых лошадей и лестница, соединяющая небо и землю. На священном лугу с золотой травой пасутся лошади, коровы и олени.
Другая легенда рассказывает иначе. Конической горой выглядит гора Койп со стороны «Столбов», но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к Западу, то отчетливо можно увидеть лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого Народом Севера – Золотую бабу. Когда Золотой идол перебирался через Урал, шаманка, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная упала навзничь и обратилась в камень. О криках, которые издает Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного». Быть может, это отображение музыкального устройства, находившегося при идоле? И, стало быть, семь великанов как-то связаны с Золотой статуей?
«Мансийские Болваны», как их еще называют, входят в список семи чудес России. Шесть «Cтолбов» выстроены у края обрыва и немного дальше, словно их предводитель, находится седьмой. Формы изваяний причудливы и разнообразны. В зависимости от стороны, с которой человек приближается к «Столбам», из причудливых очертаний возникают различные образы. Это могут быть фигуры людей, животных или очертания разнообразных предметов. В зимний период Столбы высятся над холмами величественными, белыми, хрустальными статуями. Осенью, «Мансийские Болваны» плывут в дымке над землей. Некоторые называют это место «Уральский Стоунхендж» или просто Пупы. Когда видишь эти внушительных размеров каменные громадины воочию, язык не поворачивается назвать их просто «геологическим памятником» или «причудливым результатом тысячелетней работы ветра, дождя и снега» – скорее, начинаешь верить в легенды. Среди тех, кто видел «Столбы», говорят, что находясь в непосредственной близости от них, начинаешь испытывать как и силу так и разной значимости необъяснимое чувство страха, с которым может и связаны легенды об ужасе великанов.
Местные жители утверждают, что на выровненной площадке-вершине Мань-Пупу-Нер были древние Капища. В прошлые времена манси обожествляли каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на вершину горы для простых манси было величайшим проступком. Зато каждый шаман из племени приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу. «И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов». Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, поддерживая их былинные образы. Есть еще одно название — Мужской Камень. С середины 19 века известна запись, искаженная христианством: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это семь окаменевших по слову божию до дня страшного суда.
Окружающая область сама по себе наполнена своей силой и является определенным значимым ядром Древности. Совсем недалеко находятся еще несколько вогульских святилищ. Среди них Торе-Порре-Из — своего рода подобие каменного города. Знаменитые «Каменные стены» находится в 40 км севернее от горного хребта Мань-Пупу-Нёр. Плато вытянуто с юга на север, и все пространство усыпано скальными останцами самой причудливой формы. Каменные останцы, которые придают плато уникальный и живописный вид, протянулись на расстоянии 10 километров в северной части плато. Сами манси называют это место «Монинг-тумп», что переводится, как «гора развалин». Среди руин выделяется фрагмент на южной части, где «городские стены» вдруг обрываются над краем плато на несколько десятков метров.
Недалеко лежит Холат-Чахль (по языку манси «Гора мертвецов»), где по преданию погибли девять охотников манси и погибла известная группа студентов УПИ под руководством Игоря Дятлова (февраль 1959г.) в размере девяти человек. Относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Молебный Камень — это горный хребет между Вишерой и верховьями правых притоков Лозьвы — Северной Тошемки и Вижая, с севера ограничен рекой Нёлс, с юга и юго-запада — рекой Большая Мойва. Наиболее значительные вершины: Ойка-Сяхыл — «Старик-гора» (1279 м), Эква-Сяхыл — «Старуха-гора» (к югу от Ойка-Сяхыл) и Хусь-Ойка — «Старик-слуга» (см. Муравьиный Камень). На картах и в справочниках название северной вершины Ойка-Сяхыл часто передается искаженно — Ойкачакур. Русское название хребта — калька мансийского Ялпынг-Нёр — «Святой Камень», «Святой Урал» (иногда Али-Ялпынг-Нёр — «Южный Святой Камень»). Таких «молебных» названий, которые указывают на святые для древнего населения места, на Урале много: Молебная гора (в документах XVII века — Молебный остяцкий камень), река Молебка и село Молебка на реке Сылве в Пермской области, речка Молебка, впадающая с востока в Исетское озеро, остров Молебный на Аятском озере в Свердловской области и т. п. О том, что Молебный Камень (Ялпынг-Нёр) некогда был дляманси святым местом, свидетельствует название седловины на этом хребте Пурлахтын-Сори, то есть «Седловина, на которой приносят жертвы». Ср. Ялпынг-Нёр (Сосьвинский Ялпынг-Нёр).
Руины города и величественные изваяния заключают в себе посыл, слагающийся с великой древностью Северного Урала, где простиралась русская послепотопная Прародина. С северных областей, где и была греческая Гиперборея или авестийский Северный Хайрат, тянется вдоль Уральского хребта седая быль. Только в Челябинской области археологи нашли 23 города, самым известным из которых стал Аркаим. В Башкирии найден город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет, а на озере Зюраткуль располагаются руины строений, уходящих в 12 тысячелетие до нашей эры. Все эти города связаны между собой и представляют лишь малую часть покоящегося и ждущего своего часа среди гор.