Статья из журнала Быть Добру! выпуск № 2.

Статья из журнала Быть Добру! выпуск № 2.

ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ РОДОВЫХ ОБРЯДОВ В СЕВЕРНОМ ХОРОВОДЕ «УСТЬ-ЦИЛЕМСКАЯ ГОРКА»

Автор: Светлана Скоморох

Усть-Цильма: традиция и обряды Русского Севера, хоровод 12 июля 2019 года


Хороводы России. Образы и смысл.

Усть-Цильма — одно из самых древних сёл Рус-ского Севера, которое раскинулось на берегу реки Печоры в республике Коми. Известно оно во всём мире за неповторимый обрядовый праздник: Усть-Цилемская горка.

Традиция празднования проходит в неизменном виде, из века в век. Как в глубокую старину, собирает все живущие здесь рода, во единый круг. Вне зависимо-сти, где проживает человек, родом из этих мест, или нет, он стремится непременно попасть сюда имен-но в этот день. Что же заложено в этом хороводном празднике, отчего он так влечёт к себе?

Посмотреть на старинный обрядовый празд-ник в село Усть-Цильма приезжают ценители традиций со всей России. С 2011 года народные гуляния были включены в федеральный реестр объектов нематериального культурного насле-дия. Горка каждый год всё больше привлекает внимание. Попасть на неё — это большая удача.

Традиционные хороводы и обряды я изу-чаю несколько лет, веду хороводы в Москве. Север давно меня привлекал своею сохранностью в обрядах и традициях.

В этом году мне посчастливилось стать участником горки, пройти хороводами вместе с усть-цилемцами. Прочувствовать изнутри об-ряд, прожить мудрость старинной песни, уви-деть смысл орнаментального хоровода. Жить в семье потомков древнего Рода, путешествовать по местам силы, сплавляться по реке Пижме, в места, где никто уже не живёт. Почувствовать энергетику Севера. Север — это душа русского народа, кладезь традиций и обрядов исконно русской культуры. Горка прошла испытание вре-менем и выстояла. Она вписана в матрицу Земли, именно здесь она вырастает до неба, а человек — прямой проводник Кона Предков. Горка прово-дилась всегда, вне зависимости от смены власти. Был небольшой период запрета, но она всё рав-но проводилась в небольших сёлах этого района. Сменялись времена и эпохи, а на горку шли родами и семьями, водили хороводы, и пели ста-ринные песни.

Формы хоровода чётко вписаны в порядок про-ведения горки: движения плавные и раскачиваю-щие. Эти хороводы отличаются от знакомых нам хороводов.

Земля северная хранит в себе былины и ска-зания земли Русской. Земля из века в век полни-лась переселенцами из разных мест. Население Усть-Цилемского района — это в основном, ста-роверы-поморы и переселенцы-нижегородцы. Плюс местное население республики Коми.

Произошло соединение обрядов, каждый внёс свой вклад, традиция укоренилась и проросла. Это, как собрать мозаику. Каждый Род вносил свою часть. Песни не случайно народные — в них содержится сакральный смысл, сообща собран-ный воедино. Некоторые песни пробирают до мурашек, когда осознаёшь их смысл.

Это день солнцестояния в прямом смысле сло-ва: период белых ночей, солнце встаёт в 01.30, све-тит и день и ночь необычно ярко. И небо такой глубокой синевы…

В чём смысл традиции, и какая сила даёт лю-дям возможность поддерживать обряд вопреки всему? Каким наследием мы владеем, благодаря этим людям, сохранившим традицию и обряд?

Самое важное — это то, что праздник заслу-женно занял своё место в историческом наследии нашей Родины. Он сохранил больше внешнюю сторону обряда, но смысл люди чувствуют и ког-да даёшь картину целиком, душа вспыхивает.

11 июля, в ночь перед горкой, на берегу Печо-ры, собираются все жители — приходят семьями, от мала до велика. На берегу, ну очень непростой реки, варится обрядовая каша. Печора хранит в себе глубину мироздания: смотришь в неё, как в зеркало души. Все вместе за разговорами и ка-шей, встречают рассвет солнца. Проходят сорев-нования, участвуют все желающие.

В наше время обряд оставил больше внешнюю форму, и превратился в пикник. Сохранили, как смогли, и будут хранить точно это дальше. Смо-тришь на северян — на их добродушие, и просто восхищаешься этими людьми, живущими в не-простых условиях, часто отрезанных от Большой Земли. Паромы и вертолёты — единственная пе-реправа на Большую Землю.

На самом деле, каша варится для наших Пред-ков. В эту ночь вспоминают всех, живущих от века в век. Так было раньше. Традиция сохрани-лась, и те, кто помнят, вспоминают, что в эту ночь принято показать удаль молодецкую, и своих внуков и правнуков. Даже если ты вдруг забыл

Хороводная горка проводится в течение 2 дней, 11- 12 июля, во все времена


о смысле праздника, само действо способствует пробуждению памяти.

Для меня — это раскрытая книга Родов, когда читаешь, и вникаешь в суть. Обряды имеют глу-бокий смысл в связи поколений.

Есть три уровня: материальный, духовный и душевный. Если собираешь такую матрёшку, тогда дальнейшее действие, становится осознан-ным и понятым.

Неизменный наряд у мужчин и женщин: фор-ма и одежда, рисунок костюма, каждый слой, имеют смысл. Тонкая непрерывная связь с Родом Небесным через сохранность традиции в одежде.

Очень бережно, в особых условиях семьи хра-нят костюмы, сшитые прабабушками век назад! Праздничные наряды — плат, рубаха-рукава, выполненные из репса, парчи или штофного материала, сарафан, фартук, пояс, не принято стирать. Вода губительна для дорогой столетней материи.

Шьют наряды и сейчас, соблюдая технологию. Такой наряд есть только в Усть-Цильме.

Сам обряд одевания в строгой последователь-ности, вытягиваешься уже в процессе, в прямой стержень. Я удостоилась доверию Рода, и про-шла горку в таком наряде.

Чувства были необычны, через одежду пробу-ждается Родовая Память, будто я эти песни и хо-роводы знала и водила всегда.

Шествие по главной улице посёлка, подобно бессмертному полку. Со всех сторон стекаются люди, с детьми и внуками. Происходит обмен информацией, семьи рассказывают о нарядах и о своих бабушках и дедушках. Ценности семьи приобретают смысл, хочется связаться с родите-лями, и просто поблагодарить за то, что они есть.

Хоровод — четкая последовательность орна-ментальных фигур.

В каждом хороводе есть соответствующая пес-ня. Через звук меняется вибрация и частота, энергетика человека меняется, поднимаясь выше, к сердечной чакре. Происходит точка сборки в солнечном сплетении. По мере прохождения ри-сунка, запускается процесс слаженной работы ча-кровой системы. Человека переполняют чувства, связь с Родом даёт полноту системы. По мере про-хождения горки, сфера жизни наполняется, и ра-стёт. Радость и чувства переполняют. Не случай-но жители говорят: мы живём от горки до горки.

Фигуры хоровода: пение — движение — рисунок.

• Столбы — хождение тройками. Каждая фи-гура сопровождается песней. Переходы и ход назад-вперёд. Выстраивается стержень:

Материальный-душевный-духовный


прямой столб, небо и земля, прошлое и буду-щее, через связь в настоящим. Восстанавлива-ется поток, запускается процесс очищения.

• Круг — общее движение рождает синергию, поток идёт по горизонтали на расширение. Доверие растёт, укрепляется вера. Движение плавное, в нём нет рывков.

• Стенка на стенку — построение мужского и женского ряда. Схождение и расхождение, встреча. Прикосновение руками на уровне плеча, слова песни: «Батюшка вставай, ма-тушка вставай». Идёт чередование по возрас-там, происходит соединение: внук-сын-муж-отец-дед, внучка-дочка-жена-мать-бабушка. Через пробуждение и обмен энергетический, происходит переполюсовка мужского и жен-ского. Каждый осознаёт свою роль и место.

Это тонкие вещи, песню нужно чувствовать.

• На четыре стороны — в этом хождении муж-чины присматривают себе пару, происходит выбор невесты. Песни глубокие, в тоже вре-мя, есть шутливые. Они вскрывают взаимо-действие мужчины и женщины, роль и место в семье и мире, каждого в Роду. Удивительно, насколько мудр обряд и песня, если знать, и понимать её смысл. Женщина идёт за мужчи-ной, и никак иначе: глава семьи — мужчина.

• Вожжа — пошло соединение, развороты друг к другу, глаза в глаза. Перетекание и дарение, принятие в общности.

• Плетень — переплетение родовых знаний и умений. Обмен и круговая порука.

• Танцы парные — дают возможность рас-крыться. В это время происходит свободный выбор пары. Через шутки, прибаутки, снима-ются внутренние блоки.

Фигуры:

• пары в круг; • ручеёк;

• волны; • пила; • круг;

• корзиночка; • плетень;

• игла;

• змейка;

• солнышко.

О каждой фигуре можно говорить отдельно, — я скажу об общем действии, которое происхо-дило на тонком плане. Это огромный срез Древа, в который вписаны все Рода, жившие здесь до этого времени, и живущие сейчас, живущие за пределами этого края.

Круг за кругом, Род ведёт перекличку. Смо-трит, кто пришёл на горку, кто отсутствует. Если нет представителя, значит, оборвалась родовая связь. В этот момент Род принимает решение, кого послать на землю, какая душа нужна именно этому роду, для прохождения урока. Род прини-мает решение, и смотрит, в каком роду есть не-обходимая для возрождения частота. Души сами принимают решение на воплощение в той или иной семье. Всё происходит одновременно на всех уровнях: навь-явь-правь-славь. Происходит прощение Рода — это как задел, зачёт человеку, просто от того, что пришёл. А если осознаёшь смысл, то происходит переоценка личных целей и ценностей.

В явном мире каждая фигура хоровода имеет смысл, все движения очень плавные, раскачива-ющие постепенно сознание человека. Происхо-дит высвобождение тёмной энергии, негативных мыслей, и человек пробуждается от спячки.

Происходит точка сборки внутри, выстраива-ется энергетический крест. Пошла восьмёрка: со-единяется прошлое-настоящее-будущее. Вырав-нивается баланс в человеке мужских и женских энергий. Чакровая система полностью включена. Через круговые плясы, вытоптывание, выходит накопленный негатив. Энергетика человека ме-няется из минуса — в плюс.

Люди — это энергетически наполненные шары, происходит распирание, в такие моменты человек начинает дарить. Он делится своим со-стоянием с другими, через рукопожатие, простое объятие. Связь с Предками усиливается, солнце светит настолько ярко, что касается своими лу-чами солнечного сплетения. От такой наполнен-ности ясно осознаёшь, кто ты в этом мире, какая роль и где твоё место. Задача — распределить энергию на свой рост и на добрые дела.

Знают ли об этом сами усть-цилемцы?

На самом деле, они это чувствуют, но не могут объяснить, что происходит. В интервью они точ-но описывают состояние радости, связи с Родом.

Сейчас больше сохранилась внешняя форма, но почти утрачено внутреннее содержание. Но хватает малейшего толчка и направленности, когда я передаю точный образ, вспыхивает душа и всё становится на своё место.

Всё очень просто — надо любить то, что мы делаем. Надо любить и передавать с благодар-ностью наследие Предков. Не только переда-вать знание, а приумножать своим действием, и вносить свою лепту в общее.

Хоровод надо ведать, у самого ведущего долж-на быть высокая частота восприятия картины мира в целом. Стоит соответствовать и жить так, чтобы чётко осознавать свою роль и место. Да просто любить себя, людей и своё дело.

Горка состоялась. В этом году вмешалась сама природа, мягко показывая человеку, на что обра-тить внимание.

Успели провести первую часть, а когда дошли до общего, пошёл сильный дождь, и все мгновен-но разошлись. А часть всё-таки вернулась.

Мы дружно пробуждаемся, и идём к общинно-му сознанию. Начинать стоит с самого себя, раз-вернувшись внутрь, спросить: а как я живу? Кто я, есть ли у меня связь с Родом земным, со всеми ли у меня гармония, или нет? Восстановить че-рез душевную беседу связь, осознать свою роль и место.

Усть-Цилемская горка — это подарок Предков, это мудрость веков. Счастье, что она есть.

Хоровод — это средство в развитие самого себя, если понимать его образ и смысл.

Это моё видение процесса, я делюсь тем, что поняла сама.

Хоровод ведаю и продолжаю обучаться этому.

С любовью к Северу, Светлана Скоморох!

101
Нет комментариев. Ваш будет первым!