Ты — это не твой ум. Интервью с Экхартом Толле

Ты — это не твой ум. Интервью с Экхартом Толле

Уже больше тридцати лет нищий сидел на обочине дороги. Однажды мимо него проходил странник.

— Подайте несколько монет, — прошамкал нищий беззубым ртом, механически протягивая старую бейсболку.

— Мне нечего тебе дать, — ответил странник. А затем спросил: — На чём это ты сидишь?

— Да так, ни на чём, — ответил нищий. — Просто старый ящик. Сижу на нём, сколько себя помню.

— А внутрь когда-нибудь заглядывал? — поинтересовался странник.

— Нет, — сказал нищий. — А зачем? Там же ничего нет.

— А ты загляни, — настаивал странник.

Нищему удалось приоткрыть крышку. Потрясённый, не веря собственным глазам и приходя в восторг, он увидел, что ящик был полон золота.

Я и есть тот самый странник, которому нечего вам дать и который предлагает вам заглянуть внутрь. Но не внутрь ящика, как в этой притче, а ещё ближе — внутрь самих себя.

— Но я не нищий, — скажете вы.

Те, кто не нашёл своё истинное богатство — лучезарную радость Бытия и глубокое, незыблемое умиротворение, которое его сопровождает, и есть нищие, даже если они владеют большими материальными богатствами. Они ищут во внешнем мире и урывками получают удовольствие и самореализацию, признание и самоутверждение, безопасность и любовь, в то время как у них внутри хранится сокровище, которое заключает в себе не только всё перечисленное, но и бесконечно больше, чем всё, что может предложить мир.

Слово «просветление» рождает у человека представление о некоем сверхчеловеческом достижении, а эго любит это представление поддерживать, но просветление — всего лишь ваше естественное состояние ощущаемого единства с Бытием. Это состояние соединённости с чем-то неизмеримым и неразрушимым, чем вы, почти парадоксальным образом, и являетесь по своей сути, но что всё же гораздо больше вас. Это нахождение вашей истинной природы за пределами имени и тела. Неспособность чувствовать эту соединённость создаёт иллюзию разделённости, как с самим собой, так и с окружающим миром. Из-за неё вы осознанно или неосознанно воспринимаете себя как изолированный фрагмент. Возникает страх, и состояние внутреннего и внешнего конфликта становится нормой.

Мне очень нравится данное Буддой простое определение просветления как «конца страдания». В нём нет ничего сверхчеловеческого, правда? Как определение оно, разумеется, неполно. Оно говорит лишь о том, чем просветление не является: оно не является страданием. Но что остаётся, когда страдание уходит? Об этом Будда умалчивает, и его молчание подразумевает, что это придется выяснить вам самим. Он использует отрицательное определение, для того чтобы ум не мог превратить это ни в предмет веры, ни в сверхчеловеческое достижение, то есть в цель, которой невозможно достичь. Несмотря на эту меру предосторожности, большинство буддистов продолжают верить, что достичь просветления возможно для Будды, а не для них — или, по крайней мере, не в этой жизни.

Вы употребляете слово «Бытие». Не могли бы вы объяснить, что вы под ним подразумеваете?

Бытие — это вечная, вездесущая Единая Жизнь, которая существует за пределами мириад своих форм, подверженных рождению и смерти. Однако Бытие присутствует не только за пределами, но и глубоко внутри каждой формы как её самая сокровенная, незримая и неуничтожимая суть. Это означает, что она доступна вам прямо сейчас — как ваше собственное глубочайшее «Я», как ваша истинная природа. Только не пытайтесь постичь её умом. Не пытайтесь понять её. Её можно познать только в тишине ума. Когда вы находитесь в состоянии присутствия и ваше внимание полностью, в высшей степени сосредоточено на настоящем мгновении, тогда вы можете почувствовать Бытие, но не понять Его умом. Вернуться к осознаванию Бытия и пребывать в этом состоянии «ощущения-осознавания» и есть просветление.

Когда вы говорите «Бытие», вы имеете в виду Бога? Если да, то почему вы не употребляете слово Бог?

Слово «Бог» утратило всякое значение в результате неправильного употребления на протяжении тысячелетий. Я иногда использую его, но очень редко. Под неверным употреблением я подразумеваю то, что люди, даже мимолётно не заглядывавшие в сферу священного, не ощутившие безбрежность, стоящую за этим словом, используют его с глубокой убеждённостью, будто знают, о чём говорят. Или же выступают против него, словно знают, что именно отрицают. Подобное злоупотребление способствует преумножению абсурдных верований, утверждений, суждений и ложных представлений у эго, таких как: «Мой или наш Бог — единственный истинный Бог, а ваш Бог — ложный», — или как знаменитое заявление Ницше: «Бог умер».

Слово «Бог» стало ограниченным понятием. Стоит ему прозвучать, как воображение тотчас рисует некий ментальный образ. Теперь это, возможно, уже не образ белобородого старца, но это всё равно только ментальное представление о ком-то или чём-то, находящемся вне тебя, и этот кто-то или что-то, конечно же, почти неизбежно мужского рода.

Ни слово «Бог», ни слово «Бытие», ни какое-либо другое слово не могут служить ни определением, ни объяснением невыразимой и не поддающейся описанию реальности, стоящей за этим словом. Поэтому имеет значение только один вопрос: помогает или мешает это слово почувствовать на собственном опыте То, на что указывает? Указывает ли оно за пределы себя на стоящую за ним трансцендентную реальность или слишком легко превращается не более чем в идею в вашей голове, в которую вы верите, в ментального идола?

Слово «Бытие» ничего не объясняет — как и слово «Бог». Тем не менее, слово «Бытие» обладает преимуществом, поскольку является открытым понятием. Оно не сводит бесконечное незримое к конечному. Невозможно сформировать его ментальный образ. Никто не может претендовать на исключительное владение Бытием. Это сама ваша суть, доступная вам в любой момент в виде чувства собственного присутствия, осознавания себя как Я есть, предшествующего осознанию себя как «Я есть то» или «Я есть это». Таким образом только небольшой шаг отделяет слово «Бытие» от проживания Бытия.

Что больше всего мешает воспринимать и проживать эту реальность?

Отождествление с собственным умом, из-за которого мышление становится навязчивым. Неспособность останавливать поток мыслей — это страшный недуг, который мы, тем не менее, не осознаём, поскольку почти все от него страдаем, и он считается нормой. Этот непрестанный ментальный шум мешает нащупать неотделимую от Бытия сферу внутренней тишины. Кроме того, этот шум создаёт ложное, вымышленное «я», отбрасывающее тень страха и страдания. Несколько позже мы рассмотрим это более подробно.

Философ Декарт, высказывая своё знаменитое утверждение: «Я мыслю, значит, существую», считал, что нашёл фундаментальную истину.

Фактически он сформулировал основополагающее заблуждение: приравняв мышление к Бытию, а личность — к мышлению. Навязчивый мыслитель, живущий внутри почти каждого из нас, пребывает в состоянии очевидной разделённости и существует в безумно сложном мире нескончаемых проблем и конфликтов, в мире, отражающем постоянно нарастающую фрагментацию ума. Просветление — это состояние целостности, состояние бытия «заодно», то есть в умиротворении. В единстве с жизнью в её проявленном аспекте, с миром, а также со своим глубочайшим «я» и с непроявленной жизнью — в единстве с Бытием. Просветление — это не только окончание страдания и нескончаемого внутреннего и внешнего конфликта, но также и конец чудовищной рабской зависимости от непрекращающейся работы ума. Какое же это невероятное освобождение!

Отождествление со своим умом создаёт туманную завесу из концепций, ярлыков, образов, слов, суждений и определений, которая препятствует любым настоящим отношениям. Она встаёт между вами и вашим «я», между вами и вашими друзьями, между вами и природой, между вами и Богом. Именно эта завеса из мыслей создаёт иллюзию разделённости, иллюзию существования вас и совершенно отдельных от вас других. Тогда вы забываете о том, что на уровне, более глубоком, чем физическая видимость и разобщённые формы, вы едины со всем, что есть. Говоря «забываете» я имею в виду, что вы утрачиваете способность чувствовать это единство как очевидную реальность. Вы можете верить в то, что это правда, но уже не знаете, что это так. Вера может успокаивать. Но освобождением она становится, только когда вы испытаете это на собственном опыте.

Процесс мышления превратился в болезнь. А болезнь наступает тогда, когда нарушается равновесие. Например, нет ничего плохого в делении и размножении клеток тела, но если этот процесс продолжается без согласования со всем организмом, то они начинают размножаться бесконтрольно, и начнется болезнь.

Примечание: Ум, если правильно его использовать, является великолепным инструментом. При неправильном же применении он становится чрезвычайно разрушительным. Если быть более точным, вы не то чтобы неправильно им пользуетесь — обычно вы не пользуетесь им вообще. Он пользуется вами. В этом и заключается болезнь. Вы верите в то, что вы — это ваш ум. А это заблуждение. Инструмент завладел вами.

Я с этим не совсем согласен. Действительно, у меня, как и у большинства людей, много бесцельных размышлений, но всё же я могу произвольно использовать свой ум, чтобы получить или сделать что-либо, и я постоянно это делаю.

Тот факт, что вы способны разгадать кроссворд или построить атомную бомбу, не означает, что вы используете свой ум. Точно так же, как собаки любят грызть кости, ум любит вгрызаться в проблемы. Именно поэтому он разгадывает кроссворды и строит атомные бомбы. Вас ни то, ни другое не интересует. Позвольте спросить вас: вы можешь быть свободным от ума, когда бы ни захотели? Нашли ли вы кнопку «выключить»?

Вы имеете в виду — совсем прекратить думать? Нет, не могу, разве только на одно-два мгновения.

Значит, ум использует вас. Вы бессознательно отождествили себя с ним, поэтому даже не знаете, что стали его рабом. Это почти как если бы вы были одержимы, не зная об этом, и считали одержателя самим собой. Свобода начинается с осознания того, что вы не одержатель, то есть не мыслитель. Знание этого позволяет вам наблюдать за этой одержащей сущностью. В тот момент, когда вы начинаете наблюдать за мыслителем, активизируется более высокий уровень сознания. Тогда вы приходите к пониманию того, что за пределами мышления существует безграничная сфера разума, и что мысль является лишь крошечной частью этого разума. Вы также понимаете, что абсолютно всё, что действительно важно: красота, любовь, творчество, радость, внутреннее умиротворение, — возникает за пределами ума. Тогда вы начинаете пробуждаться, освобождаясь от ума.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УМА

Что именно вы подразумеваете под «наблюдением за мыслителем»?

Если человек придёт к врачу и скажет, что слышит голос у себя в голове, то его, скорее всего, направят к психиатру. Но дело в том, что буквально у каждого в голове всё время звучит такой же голос, а то и несколько, поскольку там протекают непроизвольные мыслительные процессы. При этом вы не осознаёте, что обладаете способностью остановить эти непрерывные монологи и диалоги.

Возможно, вы встречали на улице так называемых «помешанных», которые постоянно что-то бормочут или говорят сами с собой. Так вот, вы и все остальные «нормальные» люди делаете почти то же самое: вы просто не делаете этого вслух. Голос в голове комментирует, рассуждает, судит, сравнивает, жалуется, выражает своё предпочтение, отвергает и т. д. Этот голос не обязательно важен для ситуации, в которой ты находишься в данный момент, он может вызывать из памяти события недавнего или более далёкого прошлого, проигрывать или представлять возможные будущие ситуации, которые рисует твоё воображение. Часто он представляет, что всё пойдёт не так и плохо кончится — это называется беспокойством. Порой такая звуковая дорожка сопровождается визуальными образами или «кино в голове». Даже если голос важен для текущей ситуации, он интерпретирует её с точки зрения прошлого. Это происходит потому, что голос принадлежит вашему обусловленному уму, который, в свою очередь, является плодом всей вашей предшествующей истории и, вместе с тем, отражением унаследованных вами общественных и культурных ментальных установок. То есть вы воспринимаете настоящее и судите о нём через призму прошлого, получая в результате совершенно искажённое изображение. Достаточно типична ситуация, когда голос является злейшим врагом человека. Многие люди живут с мучителем в голове, который постоянно атакует и наказывает, выкачивая их жизненную энергию. В этом причина безмерного страдания, несчастья и болезней.

Но есть и хорошая новость для вас: вы можете освободиться от власти своего ума. Это единственное истинное освобождение. Первый шаг к нему можно сделать прямо сейчас. Для начала как можно чаще прислушивайтесь к голосу, звучащему у вас в голове. Обращайте особое внимание на повторяющиеся схемы мышления — этакие заезженные грампластинки, играющие в вашей голове, возможно, на протяжении многих лет. Говоря об «отслеживании мыслителя», я имею в виду именно это. Можно сказать и иначе: слушайте голос, звучащий у вас в голове, будьте в состоянии свидетельствующего присутствия.

Слушайте этот голос беспристрастно. То есть не судите. Не судите и не осуждайте то, что слышите, — ведь это будет означать, что голос вернулся к вам через чёрный ход. Скоро вы поймёте: вот голос, а вот Я есть, которое слушает его и наблюдает за ним. Осознание этого Я есть, это чувство собственного присутствия, не является мыслью. Оно возникает за пределами ума.

Таким образом, слушая мысли, вы осознаёте не только сами мысли, но и себя как их свидетеля. Возникает новое измерение сознания. Слушая мысли, вы чувствуете осознанное присутствие — своё глубинное «я», которое находится за пределами мыслей или под ними. А поскольку вы перестаёте подпитывать свой ум, как это обычно бывает при отождествлении себя с ним, то мысли перестают властвовать над вами и быстро затихают. Это становится началом конца непроизвольной и навязчивой работы мысли.

Когда мысль умолкает, в потоке мыслей появляются просветы — промежутки «не ума». Поначалу эти промежутки бывают короткими, может быть, всего несколько секунд, но со временем они становятся длиннее. В моменты этих просветов вы чувствуете внутри себя тишину и умиротворение — это начало естественного для вас состояния восприятия единства с Бытием, которое обычно заслонено от вас умом. При регулярной практике чувство тишины и умиротворения у вас будет становиться всё глубже. В действительности, его глубина беспредельна. Вы будете чувствовать тонкую эманацию радости, поднимающуюся из внутренней глубины, — радости Бытия.

Это состояние не похоже на транс. Совсем нет. Здесь не происходит никакой потери сознания. Всё наоборот. Если бы ценой умиротворения было снижение осознанности, а ценой состояния тишины — отсутствие живости, то зачем они были бы нужны. В состоянии внутренней соединённости, вы становитесь гораздо более внимательным, осознаёте всё более чётко, чем в состоянии отождествления со своим умом. Вы полностью присутствуете. Кроме того, это повышает частоту вибраций энергетического поля, дающего жизнь вашему физическому телу.

Войдя глубже в эту сферу «не ума», как её иногда называют на Востоке, вы осознаёте состояние чистого сознания. В этом состоянии, вы с такой остротой и радостью чувствуете своё присутствие, что по сравнению с ним все ваши мысли, эмоции, физическое тело и весь внешний мир становятся относительно малозначащими. Однако же это состояние не сосредоточенности на себе, а отсутствия «я», самозабвения. Оно уносит вас далеко за пределы того, что вы раньше считали «самим собой». Это присутствие, по сути, и есть вы, и в то же время оно непостижимо больше вас. То, что я пытаюсь этим сказать, может звучать парадоксально или даже противоречиво, но я не могу выразить это иначе.

Вместо «наблюдения за мыслителем» вы можете создавать просвет в потоке мыслей, просто сосредоточив внимание на настоящем моменте. Просто начните крайне обострённо осознавать текущее мгновение. Это приносит глубокое удовлетворение и радость. Так вы выводите сознание из сферы деятельности ума и создаёте промежуток «не ума», внутри которого вы очень бдительны и осознанны, но при этом не думаете. В этом суть медитации.

Вы можете практиковать это в своей повседневной жизни и, занимаясь любой рутинной деятельностью, которая обычно является лишь средством достижения цели, отдавать ей всё своё внимание, так что она сама будет целью. Например, всякий раз поднимаясь или спускаясь по лестнице дома или на работе, уделяйте самое пристальное внимание каждому шагу, каждому движению, даже своему дыханию. Полностью присутствуйте. Или, когда моете руки, обращайте внимание на все сигналы, воспринимаемые органами чувств: на звук и тактильные ощущения льющейся воды, на движения рук, на аромат мыла и т. д. Или когда вы, садясь в машину, закрываете дверь, сделайте паузу всего в несколько секунд и понаблюдайте за своим дыханием. Осознайте безмолвие и, вместе с тем, мощное чувство присутствия. В этой практике есть лишь один критерий успеха — степень ощущаемого вами умиротворения.

Таким образом, единственным жизненно важным шагом на вашем пути к просветлению становится умение разотождествлять себя и свой ум. Каждый раз, когда вы прерываете поток мышления, свет вашей осознанности становится ярче. Может быть, однажды вы поймаете себя на том, что улыбаетесь, слушая звучащий у вас в голове голос, — примерно так же, как улыбаетесь шалостям ребёнка. Это означает, что вы перестали слишком серьёзно воспринимать содержимое своего ума, так как ваше самовосприятие не зависит от него.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ: ПОДНЯТЬСЯ НАД МЫСЛЬЮ

Разве мышление не является необходимым для выживания в этом мире?

Ваш ум — это инструмент, средство. Он предназначен для выполнения определённых задач, но, как только задача выполнена, инструмент больше не нужен. Я бы сказал, что у большинства людей 80-90 процентов мыслей не только повторяются и являются бесполезными, но, в силу своей дисфункциональности и зачастую негативности, большей частью ещё и наносят вред. Понаблюдайте за своим умом, и вы убедитесь, что это так. Этот процесс является причиной серьёзной утечки жизненной энергии.

На самом деле, привычка к такого рода навязчивому мышлению является болезненной зависимостью. Что характеризует такую зависимость? А вот что: вы перестаёте чувствовать, что можете остановиться. У вас нет выбора. Кажется, что привычка сильнее вас. Кроме того, она создаёт у вас ложное чувство удовольствия — удовольствия, которое неизменно превращается в боль.

Откуда эта болезненная привычка думать?

Она вызвана вашим отождествлением с умом, а это означает, что ваше самоощущение формируется содержимым вашего ума и его деятельностью. Вам кажется, что, перестав думать, вы перестанете быть. По мере взросления вы формируете ментальный образ себя, основанный на личной обусловленности и обусловленности вашей культуры. Этот фантом себя можно называть «эго». Эго состоит из активности ума и может существовать только в процессе непрерывной работы мысли. Разные люди по-разному понимают термин «эго», но я употребляю его здесь в значении «ложное «я», созданное бессознательным отождествлением себя со своим умом».

Для эго настоящее мгновение едва ли существует. Для него важно только прошлое и будущее. Этим полным искажением истины объясняется крайняя дисфункциональность ума, действующего в режиме эго. Он постоянно озабочен тем, чтобы поддерживать прошлое живым, потому что без него — кто вы такой? Для обеспечения своего выживания ум постоянно проецирует себя в будущее и ищет там хоть какого-нибудь облегчения и удовлетворения. Он говорит: «В один прекрасный день, когда произойдет то или это, у меня всё будет в порядке, я буду счастлив и умиротворён». Даже если кажется, что эго заботит настоящее, восприятие эго совершенно искажено, потому что оно смотрит на настоящее глазами прошлого. Или превращает настоящее просто в средство достижения цели — цели, которая всегда лежит в спроецированном умом будущем. Понаблюдайте за своим умом, и вы увидите, что он работает именно так.

Ключ к освобождению находится в настоящем мгновении. Но вам не удастся его отыскать до тех пор, пока вы есть ваш ум.

Я не хочу утрачивать способность анализировать и распознавать. Я не против того, чтобы научиться думать более ясно и сфокусированно, но я не хочу потерять свой ум. Дар мышления является самым драгоценным из того, что у нас есть. Без него мы будем просто одним из видов животных.

Господство ума — не более чем этап в эволюции сознания. Сейчас нам необходимо как можно скорее перейти на следующую стадию; в противном случае мы будем уничтожены своим же умом, который продолжает расти и уже превращается в чудовище. Несколько позже я расскажу об этом более подробно. Мышление и сознание не являются синонимами. Мышление — это только небольшая составляющая сознания. Мышление не может существовать вне сознания, однако сознание не нуждается в мышлении.

Просветление означает возвышение над мыслью, а не скатывание на уровень ниже мысли — уровень животного или растения. В состоянии просветления человек использует свой мыслящий ум всякий раз, когда это необходимо, но гораздо более сфокусированно и эффективно, чем раньше. Его используют большей частью в практических целях, при этом человек не обременён навязчивым внутренним диалогом и пребывает в состоянии внутренней тишины. При использовании ума, особенно когда нужно найти творческое решение, примерно каждые несколько минут происходит чередование мысли и тишины, ума и не ума. Не ум — это сознание без мыслей. Только так можно думать творчески, потому что только в этом случае мысль обретает настоящую силу. Мысль сама по себе, потеряв связь с куда более обширной сферой сознания, быстро становится бессодержательной, бесплодной, безумной и разрушительной.

По своей сути, ум — это машина для выживания. Нападение на другие умы и защита от них, накопление, хранение и анализ информации — вот в чём он силён, но творчество ему совсем не свойственно. Все настоящие мастера и художники, знают они об этом или нет, творят в состоянии не ума, то есть, пребывая в состоянии внутренней тишины. Ум лишь придаёт форму творческому импульсу или озарению. Даже великие учёные рассказывали, что их творческие прорывы происходили именно в минуты тишины ума. Общенациональное исследование, проведённое среди наиболее выдающихся американских математиков, включая Эйнштейна, с целью изучения методов их работы, дало совершенно неожиданные результаты. Было установлено, что мышление «играет лишь второстепенную роль, причём только в короткой, заключительной фазе акта творчества». Поэтому я бы сказал, что большинство ученых люди не творческие — не потому что они не знают, как думать, а потому, что не знают, как остановить мыслительный процесс.

Такое чудо, как жизнь на Земле или ваше тело, были созданы не при помощи ума и не посредством мыслительного процесса, и сейчас их жизнь поддерживается не этими средствами. Совершенно ясно, что это плод работы разумной силы, намного превосходящей ум. Каким образом одна единственная клетка человеческого тела размером всего 1/400 сантиметра может содержать в своей ДНК инструкции, объём которых составил бы 1000 томов по 600 страниц в каждом? Чем больше мы узнаём механизмы работы тела, тем больше осознаём, сколь огромна разумная сила, действующая внутри него, и насколько мало мы знаем. Когда ум воссоединяется с этой внутренней разумной силой, он становится удивительнейшим инструментом. Тогда он служит чему-то гораздо большему, чем он сам.

ЭМОЦИЯ: РЕАКЦИЯ ТЕЛА НА СОСТОЯНИЕ УМА

А как тогда насчёт эмоций? Я гораздо чаще попадаюсь в ловушку эмоций, чем в ловушку ума.

Ум, в том смысле, в каком я употребляю это слово, — это не просто мысль. Он содержит в себе не только эмоции, но и схемы бессознательных ментально-эмоциональных реакций. Эмоции возникают там, где встречаются ум и тело. Это реакция тела на состояние ума, или, говоря иначе, отражение состояния ума в теле. Например, мысль о том, что на тебя могут напасть, или мысль о враге вызывают в теле нарастание энергии, которую мы называем гневом. Тело начинает готовиться к драке. От мысли о физической или психологической угрозе тело сжимается, а это является физической стороной того, что мы называем страхом. Исследования выявили, что сильные эмоции вызывают в теле даже биохимические изменения. Эти изменения представляют собой физический, или материальный, аспект эмоций. Разумеется, обычно вы не осознаёте наличие у себя подобных схем мышления, и зачастую начать осознавать их можно, только понаблюдав за эмоциями.

Чем больше вы отождествлены с мышлением, с тем, что вам нравится и что не нравится, со своими суждениями и интерпретациями, то есть чем в меньшей степени вы присутствуете как наблюдающее сознание, тем сильнее будет эмоциональный энергетический заряд, причём независимо от того, знаете вы об этом или нет. Если вы не чувствительны к своим эмоциям, отрезаны от них, то, в конечном счёте, неизбежно начнёте ощущать их на чисто физическом уровне — в виде физических проблем или их симптомов. За последние годы об этом очень много написано, поэтому нам нет необходимости углубляться в эту тему. Бессознательная, сильно выраженная эмоциональная схема может проявиться даже в виде какого-нибудь внешнего события, которое происходит с вами вроде бы случайно. Например, я наблюдал, что люди, которые носят в себе много накопленной злобы, даже не осознавая и не выражая этого, с большей вероятностью подвергаются словесным, а порой и физическим нападениям со стороны других озлобленных людей, и зачастую без видимой на то причины. Просто от них исходит сильная эманация злобы и гнева, которую люди определённого склада подсознательно улавливают и которая провоцирует и активизирует их собственный скрытый гнев.

Если вам трудно чувствовать свои эмоции, начните с концентрации внимания на внутреннем энергетическом поле своего тела. Чувствуйте тело изнутри. Это позволит вам соприкоснуться со своими эмоциями. Ниже мы исследуем это более подробно.

Вы говорите, что эмоция — это отражение состояния ума в теле. Но иногда между умом и эмоцией возникает конфликт: ум говорит «нет», а эмоция говорит «да», или наоборот.

Если вы действительно хотите узнать свой ум, то тело всегда покажет вам его истинное отражение, поэтому смотрите на свою эмоцию или, скорее, чувствуйте её в теле. Если между мыслью и эмоцией есть явный конфликт, то мысль будет ложью, а эмоция — правдой. Не окончательной истиной о том, кто вы есть, а относительной правдой о состоянии вашего ума в данный момент.

Конфликт между поверхностными мыслями и бессознательными ментальными процессами, несомненно, является обычным явлением. Возможно, вы ещё не можете осознавать бессознательную деятельность ума, облекая её в форму мыслей, но эта деятельность всегда отражается в теле в виде эмоций, а их вы можете осознавать. В этом смысле наблюдение за эмоциями представляет собой, по сути, то же самое, что и наблюдение за мыслями, о котором я уже рассказывал. Единственное отличие состоит в том, что если мысль локализуется в голове, то эмоция имеет ещё и значительную физическую составляющую, поэтому она ощущается главным образом в теле. Наблюдая за эмоцией, вы можете позволить ей быть, но управлять вами она при этом не будет. Тогда вы перестаёте быть эмоцией; теперь вы наблюдатель, бдительное присутствие. Практикуя это, вы вынесете на свет осознанности все, что в вас есть бессознательного.

Выходит, что наблюдать за эмоциями так же важно, как и наблюдать за мыслями?

Совершенно верно. Выработайте привычку задавать себе вопрос: «Что сейчас происходит у меня внутри?» Этот вопрос будет указывать вам нужное направление. Только не анализируйте, просто наблюдайте. Сосредоточьте внимание внутри, ощущайте энергию эмоции. Если вы не обнаруживаете никаких эмоций, то перенесите внимание ещё глубже внутрь энергетического поля тела. Это врата в Бытие.

Обычно эмоция представляет собой усиленную и насыщенную энергией мыслительную схему, и поскольку она, чаще всего, имеет всепоглощающий энергетический заряд, поначалу нелегко сохранять состояние присутствия, чтобы наблюдать за ней. Она хочет завладеть вами, и это ей, как правило, удаётся — за исключением случаев, когда степень вашего присутствия достаточна. Если из-за нехватки присутствия, — которая, впрочем, является нормальной, — вас затягивает бессознательное отождествление с эмоциями, то эмоция на какое-то время становится «вами». Часто между мыслями и эмоциями выстраивается порочный круг: они питают друг друга. Мыслительная схема создаёт своё преувеличенное отражение в виде эмоции, и частота вибраций этой эмоции продолжает подпитывать изначальную схему мышления. Когда вы снова и снова мысленно возвращаетесь к ситуации, событию или человеку, который воспринимается как причина возникновения этой эмоции, мысль даёт энергию эмоции, которая, в свою очередь, энергетически подпитывает схему работы мысли, и так далее по кругу.

По сути, все эмоции являются модификациями одной и той же изначальной, недифференцированной эмоции, берущей начало в потере осознания вами того, кто вы есть за пределами имени и формы. Из-за того что эта эмоция имеет неопределённый характер, сложно найти название, которое бы точно её описывало. «Страх» стоит достаточно близко, но в этом понятии помимо постоянного ощущения угрозы, присутствует глубокое чувство покинутости, брошенности и неполноты. Возможно, лучше всего использовать термин, такой же неопределённый, как и сама эта базовая эмоция, и называть её «боль». Одной из основных задач ума является борьба с эмоциональной болью или её устранение — такова одна из причин его непрерывной активности, но единственное, что он может — это приглушить её на какое-то время. Фактически, чем больше ум старается избавиться от боли, тем боль сильнее. Ум не в состоянии найти решение, но и не может позволить найти это решение вам, поскольку сам является неотъемлемой частью «проблемы». Представьте себе начальника полиции, который пытается найти поджигателя, в то время как поджигателем как раз и является начальник полиции. Вы не освободитесь от этой боли до тех пор, пока ваше самоощущение не перестанет быть результатом вашего отождествления с умом, то есть с эго. Только тогда ум будет оторван от своего места силы, и Бытие явит себя как ваша истинная природа.

Да, я знаю, о чем вы хотите спросить.

Я хотел спросить: а как же положительные эмоции, такие как любовь и радость?

Они неотделимы от вашего естественного состояния внутреннего единства с Бытием. Проблески любви и радости или краткие мгновения глубокого умиротворения возможны каждый раз, когда в потоке мыслей появляется просвет. У большинства людей такие просветы возникают редко и только случайно, в моменты, когда ум «теряет дар речи»; иногда их вызывает созерцание неописуемой красоты, или предельное физическое напряжение, или большая опасность. Тогда внезапно наступает внутренняя тишина. И внутри этой тишины присутствует тонкая, но глубокая и сильная радость, любовь и умиротворение.

Обычно подобные мгновения длятся очень недолго, поскольку ум быстро возвращается к своей деятельности по созданию шума, которую мы называем мышлением. До тех пор пока ты не освободишься от господства ума, любовь, радость и покой не смогут процветать. Однако я не стал бы называть их эмоциями. Они лежат вне эмоциональной сферы, на гораздо более глубоком уровне. Поэтому, прежде чем обрести способность чувствовать то, что за ними стоит, вам предстоит полностью осознать свои эмоции и научиться их чувствовать. Буквальное значение слова «эмоция» — это беспокойство, волнение, нарушение. Это слово происходит от латинского emovere, означающего «нарушать», «не давать покоя».

Любовь, радость и умиротворение — это глубинные состояния Бытия или, точнее, три составляющие состояния внутреннего единства с Бытием. Как таковые, они не имеют противоположностей, потому что возникают за переделами ума. С другой стороны, эмоции, являясь частью двойственного ума, подчиняются закону противоположностей. Это означает просто-напросто, что хорошего без плохого не бывает. Таким образом, то, что в непросветлённом состоянии отождествления с умом ошибочно называют радостью, является обычным быстротечным этапом удовольствия в цикле постоянного чередования боли и удовольствия. Удовольствие всегда вызывается чем-то внешним, тогда как радость рождается внутри вас. То, что сегодня доставило вам удовольствие, завтра принесёт боль, а то и вовсе исчезнет, и тогда его отсутствие станет причиной боли. А то, что часто называют любовью, может доставлять удовольствие или вызывать восторг лишь в течение некоторого времени, на самом же деле это болезненная привычка, чрезвычайно зависимое состояние, которое в мгновение ока может обернуться своей противоположностью. Когда первоначальная эйфория проходит, многие «любовные» взаимоотношения начинают колебаться между «любовью» и ненавистью, влечением и нападками.

Настоящая любовь не заставляет страдать. Да и как это может быть? Любовь никогда не превращается во внезапную ненависть, так же как настоящая радость никогда не превращается в боль. Как я уже говорил, даже до вашего просветления — то есть до того как вы освободитесь от ума — вы можете начать испытывать проблески истинной радости, истинной любви или глубокого внутреннего умиротворения, безмолвного, но трепетно живого. Это аспекты вашей истинной природы, которую обычно заслоняет ум. Даже в «нормальных» взаимоотношениях болезненной привязанности могут быть моменты, когда можно ощутить присутствие чего-то более подлинного, настоящего, чего-то вечного. Но это будут лишь проблески, которые вскоре будут опять перекрыты вмешательством ума. Тогда вам может показаться, что у вас было что-то драгоценное, а вы это потеряли, или же ум убедит вас, что всё это, так или иначе, было иллюзией. Истина же в том, что это не было иллюзией, и что это невозможно потерять. Это часть вашего естественного состояния, которую ум может заслонить, но не уничтожить. Ведь солнце не исчезает, даже если небо затянуто тучами. Оно по-прежнему на своём месте, по ту сторону туч.

Будда говорит, что боль, или страдание, порождаются желанием, и что для освобождения от боли нам нужно разорвать путы желания.

Все страстные желания порождает ум, ищущий спасения или удовлетворения во внешнем мире и в будущем, которые будто бы заменяют радость Бытия. Раз я — это мой ум, то я и есть мои желания, мои потребности, вожделения, привязанности, антипатии, и помимо них нет никакого «меня», за исключением разве что просто возможности, нереализованного потенциала, ещё не проросшего семени. В этом состоянии даже моё желание стать свободным или просветлённым — это всего лишь очередное желание реализации или свершения в будущем. Поэтому не стремитесь освободиться от желания или «достичь» просветления. Станьте присутствующим. Будьте наблюдателем ума. Вместо того чтобы цитировать Будду, будьте Буддой, будьте «пробуждённым» — именно таково значение слова «будда».

Целую вечность, с тех самых пор как выпали из состояния благости и святости, вошли в мир времени и ума и перестали осознавать Бытие, люди были зажаты в тиски боли. Тогда они начали воспринимать себя как бессмысленные фрагменты во враждебной вселенной, отделённые от Источника и друг от друга.

Боль неизбежна, пока вы отождествлены, то есть в духовном смысле неосознаны. Здесь я говорю преимущественно об эмоциональной боли, которая является главной причиной как физической боли, так и болезней тела. Негодование, ненависть, жалость к себе, чувство вины, злость, депрессия, ревность и так далее, даже лёгкое раздражение, — всё это формы боли. Всякое удовольствие или эмоциональный подъём уже содержат в себе семена боли, то есть в них всегда есть нечто совершенно противоположное им, что никак нельзя вычленить и отделить и что со временем непременно прорастает.

Любой, кто когда-либо пробовал наркотики ради кайфа, знает, что за подъёмом непременно следует спад, что удовольствие обязательно оборачивается какой-либо формой боли. Многие люди не понаслышке знают, как легко и быстро интимные отношения могут превратиться из источника блаженства в причину боли. С более высокой точки зрения, отрицательные и положительные противоположности являются сторонами одной медали, двумя составляющими боли, которая лежит в их основе и неотделима от состояния сознания, отождествлённого с умом и управляемого эго.

У вашей боли есть два уровня: боль, создаваемая вами сейчас, и боль из прошлого, которая продолжает жить в вашем уме и теле. Как перестать создавать боль в настоящем и как растворить боль из прошлого — вот о чем я хочу поговорить сейчас.

1970
Нет комментариев. Ваш будет первым!