ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ПОЮТ?
«Да не понимаю я эти народные песни! Как завоют, — слов не разобрать. Поют неплохо вроде, а чего?..».
В традициях каждого народа заложена вся мудрость и все знания, которые направлены на полноценное развитие и обогащение его души, формирование его духовных и нравственных ценностей, переход человека от одного состояния к качественно новому.Показать полностью… И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ такого, чтобы наши с вами прародители занимались непонятными и ненужными вещами! А если современный человек говорит «я их не понимаю», то стоит задуматься ему, почему он их не может понять.
Песню, если человек с ней не знаком, и не нужно понимать, её лучше воспринимать.
Для этого необходимо знать, как работает вообще песня и зачем ее нужно воспринимать (а лучше петь!).
Если посмотреть на песню (голосоведение), как на сокровища в кованом сундуке, то имена им будут внимание, гармония, эмоциональное равновесие (а также диалог с собой и окружающим миром, уважение себя и других, внимательность к физиологическим и нефизиологическим процессам твоего организма, самоорганизация, стойкость, радость, любовь и др.). Через песню можно выявить свои комплексы, волнения и избавиться от них; понять жизненные процессы, настроить их; открыть в себе талан и развить и т.д.
Как через песню можно научиться коммуникации, к примеру?
Пели раньше всей деревней. Каждая деревня поет песню по-своему. Каждая деревня – это отдельный организм со своим менталитетом, укладом жизни, правилами поведения, социальными нормами. Песни одного села есть песни с одного состояния.
Вот говорят, — «на одном дыхании», на едином, цепном, непрерывном дыхании ложится песня, мелодия звучит, как пчелиный рой гудит, не переставая. Кроме музыкального слуха и чувства ритма, имеется уровень интуитивный (это выделение голосом нужного места в песне, эмоциональный окрас слову/фразе, паузы, распевы, подкаты), который придает песне тот колорит, который мы называем особенностью звучания каждой деревни.
Взять, к примеру, протяжные лирические песни. Здесь не нужно вслушиваться в текст, всё равно не поймёте с первого раза, только отдельные слова услышите, если повезёт! Песни длятся минут по 15-20, а текста в них не так много, да и без рифмы, ритма, бывает, и без особого смысла. Держится звучание на распевах, в основном. Владеть оборотами распевов – владеть песней. В групповом пении голоса разделяются на первые, вторые, третьи и т.д. Кто-то во время исполнения делает вывод (первый голос, самый высокий), кто-то ведет второй, который держит третью партию, нижнюю. Но все участники процесса могут подхватить любого другого и исполнить его партию в этой песне. Чтобы песня получилась ладная, нужно знать, а скорее, чувствовать, что и когда петь.
Это не что иное, как диалог душ, жизней, опыта исполнителей.
Тогда и говорят – они спелись, т. е. нашли общий язык в прямом и переносном смыслах.
Научиться ладно петь – значит научиться общению: слушать собеседника, выжидать паузы, вступать, поддерживать, перебивать, управлять разговором/мелодией ради общей цели – поговорили/попели – получили результат и на душе хорошо!
Есть и другая сторона у песни: она восстанавливает психическое, физическое, душевное равновесие.
Тело человека во время пения является проводником различных колебаний: во-первых, работают органы тела из нутрии, по тому, как воспроизводят голосовые вибрации; звуковые колебания сливаются со встречными колебаниями певцов, образуя единое звуковое поле, в котором и находятся сами исполнители; во-вторых, сочетание нужных гласных в распевах резонирует с определенными органами в человеке, оказывая интенсивное восстанавливающее воздействие.
Ну и, конечно, смысл песенных текстов также задает настроение исполнителю, его эмоциям, его отношению, психическому состоянию (переживания из-за воспоминаний прожитых лет и т.д.).
Всё процессы в купе оказывают колоссальное воздействие на участника процесса. Вот почему не усидишь на месте, когда другие пляшут и пою (даже не зная слов и мелодии, сразу втягиваешься!).
Таким образом поддерживались силы во время работы и восстанавливались в конце дня. О каком стрессе могла идти речь?
Сегодняшняя концертная форма исполнения народных песен (когда одни на сцене поют-танцуют, а другие в зале сидят и смотрят) является не совсем подходящей. Человек пытается вслушаться в песню, понять суть, но сделать это не может, потому как лично не задействован. Отсюда непонимание.
Непонимание ведет к блокировке сознания, а при таких обстоятельствах полноценное погружение в культуру невозможно.
Начало XXI века – время, решающее для традиционной культуры. Наша с вами задача сегодня – сохранить, что уцелело, и передать ценнейшее наследие нашим детям. Тогда мы можем надеяться на продолжение традиционной культуры в будущем.
Автор: Ирина Аксёнова.
Фото: Алла Соловская