Для защиты от стресса гудите перед сном (аюрведа)
Техника Брамари (Бхрамари) — пранаямы очень проста. Ее можно делать в любое свободное время, независимо от приема пищи, но лучше всего перед сном (она сильно успокаивает):
- вы садитесь с ровной спиной
- закрываете глаза
- зажимаете уши пальцами (можно мизинцами, или каким удобней)
- не раскрывая рта, громко и гулко (низким, «утробным» голосом, тоном) гудите, пока хватит воздуха
- затем делаете медленный, глубокий вдох (Полным йоговским дыханием),
- короткую задержку (буквально на 2-3 счета)
- опять гудите.
Типичные ошибки и их решение:
Не должно быть ощущения нехватки воздуха в конечной фазе гудения — если вы это почувствовали, слишком долго гудите. Надо делать выдохи чуть короче. Не раздувайтесь слишком на вдохе. В общем, вы не должны применять каких-то особенных усилий в этом упражнении.
Не должно быть напряжения рук, плеч, лица и т.п. Все тело по возможности расслабленно (сохраняя, конечно, принятую позу!). Если вы никак не можете расслабиться сидя, не возбраняется делать технику лежа, хотя так больше опасность войти в сильно сонливое состояние — но попробуйте, вдруг лично вам нужно делать именно так. Экспериментируйте с разными асанами, так чтобы найти оптимальную для этой техники. Поза не должна вызывать болевых ощущений, напряжения и дрожания конечностей, неустойчивости — потери баланса — или эмоционального беспокойства.
Не закрывайте глаза, если это провоцирует ваш ум работать с удвоенной силой, рисуя то одну, то другую картинку. Вы можете попробовать «гудеть» с открытыми или полузакрытыми глазами (прищурившись).
Обеспечьте себе покой и уединение во время этого упражнения. Человек, выполняющий его, выглядит мягко говоря сумасшедшим. А если у вас зазвонит телефон или кто-то войдет в комнату, это отвлечет — или, если медитация глубокая, может даже испугать вас неожиданностью.
Есть и некоторые ВАРИАЦИИ, которые помогут адаптировать это упражнение для вас лично:
Если вам легко делать короткую задержку, и хочется углубить практику — попробуйте держать воздух внутри чуть подольше. При этом все равно у вас не должно быть чувства нехватки воздуха в конце, когда гул затихает! Если появляются неприятные ощущения — снова сократите задержку. Если вообще некомфортно делать задержку дыхания — и не делайте, это необязательно.
Вместо гудения: «м-м-м» — некоторые предпочитают произносить «а-а-у-у-м-м-м», или «ОМ-М...», это тоже правильно. Так можно. Если вам нравится значение и звучание мантры «ОМ» то почему же не использовать это в практике?
Вы можете чередовать медленное, глубоким низким тоном, пение мантры А-У-М (или ОМ-М) и собственно Брамари (гудение). Это введет вас в глубокую и очень приятную, всесторонне расслабляющую медитацию.
Во время гудения вы можете делать пульсирующую Мула-бандху (или Ашвини-мудру). Или постоянно держать Мула-бандху или Ашвини-мудру.
Можно также сжимать-разжимать Мулу (или Ашвини) независимо от ритма пения мантры (или циклов гудения). Вы может наблюдать эти два ритма (гудения\мантры) и сжатия\разжатия промежности. Можно включить в свою медитацию и третий ритм — биения сердца, если вы можете его ощущать, «услышать» мысленно.
Если ум не удается разгрузить: постоянно лезут заботы, мысли — попробуйте добавить в технику одну дополнительную мантру. Т.е. не забывая гудеть или пропевать «Ом-м-м» или «А-у-м-м», мысленно повторять еще любую мантру. Например, «Ом Намах Шивая», или Гаятри, или любую другую. Ум будет «скрипеть», выполняя упражнение в этом режиме многозадачности, и на посторонние, беспокоящие мысли просто не будет сил и времени, «пространства в голове». Но если такая практика будет вызывать у вас еще большее беспокойство — не делайте эту вариацию.
Неплохих результатов можно добиться, и выполняя эту технику стоя в Тадасане (Пранамасане)— на одной ноге. Ноги можно менять. Это вариация, носути очень древняя практика (Тапасья). Такое выполнение укрепляет волю иможет давать исполнение заветного желания (реализовать Санкальпу). Рекомендуется только при отсутствии проблем с коленями. Если теряете баланс— не закрывайте глаза полностью.