Западные славяне
Западные славяне. Лютичи
Не пытайтесь вернуть отношения с
человеком, который вам изменил. Волки прогоняют из стаи предателей.
Славян, занимавших обширные пространства на берегу
Балтики, принято называть балтийскими славянами. Это – поморяне, руяне, ободриты
и вильцы-лютичи. К югу от ободритов, до Хафеля и Шпрее, и к востоку почти до
Одера, лежали земли союза лютичей, в который в ІХ-ХІ веках входили
хижане, черезпеняне, доленчане и редарии. В эпоху,
когда основным занятием у славянских племен была охота, они верили, что дикие
животные являются их прародителями. У каждого племени был свой тотем, свое
священное животное, которому поклонялось племя и почитало его как
божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить
вслух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый». Племена, которые своим предком
считали волка, себя называли лютичами.
Сам термин «лютичи» происходит от корня «лютъ» —
жестокий. Отсюда же происходят и древнерусское личное имя Лют, и название
месяца — лютень (февраль), и известный по фольклору Лютый Зверь (волк,
либо, по другим данным, рысь). Вильцы –
означает волки (древнеславянское влък, польское wilk, множественное число
wilci). Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали
волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со
звериными предками, у которых просили силы и мудрости.
Языческий жрец
Языческий жрец, совершавший охранительные обряды,
также одевался в звериную шкуру. После принятия христианства отношение к
языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак», т.е. облаченный в
длаку — волчью шкуру, стали называть злого оборотня. Название
белорусского города Волковыска также говорит о том, что здесь некогда жили
лютичи, или волколаки, потомки традиций невров.
У этрусков волчий скальп украшал голову царя
Преисподней Аиты, аналогичный головной убор носил изначально и этрусский
Лукумон. Связь волка с первопредком просматривается в легенде о капитолийской
волчице, вскормившей основателей Рима, Ромула и Рема. У бога Одина, было
два волка — Гери и Фреки, являвшиеся его помощниками. И сам он был
проглочен гигантским волком Фенриром. Этот образ до сих пор присутствует в
воинской, спортивной символике, в геральдике как знак доблести, силы и ума, а
также справедливости и честолюбия, храбрости, свободы, независимости.
Образ жизни лютичей из поколения в поколение был
связано с ведением войны. «И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они
прячут в ямы все свое, уже раньше очищенное от мякины, зерно, и золото, и
серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или в
лесах, так что неприятелю ничего не остается на разграбление, — одни только
шалаши, потерю которых они самым легким для себя полагают. Нападения же данов
(датчан) они ни во что не ставят, напротив, даже считают удовольствием для себя
вступать с ними в рукопашный бой». Славяне с таким упорством старались отстоять
свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать Христианство,
и платить дань Саксонским князьям.
Славяне, коротко стригли волосы и бороды.
Знатные воины могли в знак высокого рода и воинской удали оставлять на макушке,
или на передней части черепа клок не сбритых волос. Только жрецы носили длинные
волосы и бороды «вопреки обыкновению».
Проживали лютичи на территориях нынешних немецких
федеральных земель Мекленбург — Передняя Померания и севере Бранденбурга.
Каждое из племен лютичского союза управлялось своим князем, а в целом лютичский
союз был вечевым государством. Почти все решало вече или общее собрание, а
великий князь подчинялся его решению. Лютичи-вильцы народ самый воинственный
«на суше и на море», в VIII-XI веках лютичи не раз тревожили Англию набегами.
Утрехтский летописец сообщает, что лютичи вместе с саксами ходили на Британию
еще во времена Хенгиста и Хорсы, и основали там город Вильтон и графство
Вильтшир, имели колонии в голландских землях — города Вильтбург и
Славенбург. В окрестностях этих городов до XIX века сохранялось немало
славянских названий — Воденице, Бела, Камнь, Свята и т.д… Столь
масштабные действия на морских просторах в качестве пиратов и в качестве торговцев
славяне могли вести только при наличии мощного флота, призванного также
защищать побережье.
Создание мощной Франкской империи на западной границе
славянского мира играло двойственную роль. С одной стороны, через франков
славяне начали знакомиться с духовными и материальными достижениями латинской
культуры. С другой – франки сразу же превратились в серьезнейшую угрозу для
нарождающихся славянских государств. Именно Карл начал систематические войны,
направленные на присоединение полабских земель к немецкой империи.
Первый поход на землю лютичей Карл Великий совершил в
789 году. Ободриты и лютичи враждовали с очень давних времён. Их борьба
началась ещё задолго до организованной немецкой имперской экспансии.
Археологическими исследованиями установлено, что лютичи пришли в земли
современного Мекленбурга с восточных земель из-за Одры, потеснив
уже живших там до этого, ободритов и заняли некоторые их земли. Ободриты в
итоге были вынуждены сместиться западнее, и потеряли часть своих бывших
земель. Это сопровождалось серией войн и столкновений, которые начались
примерно в VI-VII веках новой эры. Лютичи с ободритами продолжали воевать
даже несмотря на немецкую угрозу, не сумев объединиться под властью какого-то
одного из них. Причина войны 789 года заключалась в том, что вильцы
беспрестанно тревожили набегами ободритов, давних союзников
франков. Войска Карла Великого дошли до крепости короля племенного
союза вильцев Драговита. Кроме франков и ободритов к походу были
привлечены отряды саксов, дружины лужичан и фризов — имевших с лютичами
свои счеты, принимали участие датчане, преследуя своей целью,
помимо распространения христианства, месть за нападения и разорения, и
освобождение от дани, которую выплачивали лютичам некоторые датские провинции.
Были наведены два моста через Эльбу, и объединенное войско нанесло мощный удар.
Лютичи дрались очень упорно, но устоять не смогли. Карл гнал их до реки Пены,
все опустошая на своем пути, и обложил столицу. Город капитулировал, князь
Драговит согласился покориться и дал заложников. Карл вернул Драговиту титул
великого князя лютичей. Принимая корону от короля франков, князь
признавал свой формальный вассалитет. Еще два похода против лютичей были
предприняты Карлом в 811 — 812 гг. В первом франки отбили и восстановили
взятую ими крепость, во втором нанесли решительное поражение и взяли
заложников. Ободриты неоднократно пытались восставать против власти франков, но
в 919 году в Германской империи пришел к власти Генрих I Птицелов, сумевший
переломить ситуацию в свою пользу. В 928 году лютичи были обложены данью
Генрихом I Птицеловом.
Захватническая политика германцев вызвала ожесточенное
и длительное сопротивление лютичей, особенно проявившееся при смене германских
правителей. В 936 г. выступили полабские лютичи и Чехия против Оттона I
(936—972), учредившего знаменитую «Священную Римскую Империю Германской
Нации», которая вела несколько столетий непрекращающиеся войны
против полабских и поморских славян, и с этим названием она просуществовало
около тысячи лет. Восстания лютичей охватывали многие племена: ротариев,
шпревянян, стодорян, лужичан, слупян и продолжались с 936 по 940 год. В 954 г.
укры-ротарии подняли восстание против германских захватчиков и приступом
освободили город Волислав в Старой Марке и перебили большую часть немцев,
закончилось оно битвой на реке Ракса на территории ободритов поражением
славян.
В следующие годы славяне пытались восставать против
германцев, восстания вспыхивали вновь в 958, 959, 960 гг. но сил для
победы не хватало. В 983 г. объединившиеся в союз, лютичи подняли
восстание, и повели за собой ободритов. Поводом к восстанию послужило
неповиновение немецкому христианскому духовенству и ослабление власти
германцев, чем и воспользовались лютичи. Все немецкое духовенство Бранибора
попало в плен к лютичам, епископу Бранибора Волькмеру и Маркграфу Дитриху
удалось бежать. В течение нескольких недель они освободили свою территорию и
восстановили свой прежний племенной строй. В Ретре стало собираться «народное
собрание», решавшее вопросы племенного союза. Языческий культ получил широкое
развитие. В том же 983 г. были освобождены находившиеся до того некоторое время
под властью ободритов хижане и череспеняне. Свободный, независимый лютичский
союз был восстановлен. Территории укранов вновь стали относительно независимыми,
хотя оставались под постоянным и жестким военным давлением со стороны Польши и
Священной Римской империи.
В 985 г. германцы безуспешно попытались в союзе
с поляками, которыми правил тогда Мешко I, напасть на лютичей. В походе на
лютичей и на ободритов в 995 году на стороне германцев участвовали чехи и
поляки во главе с Болеславом Храбрым. Этот поход привел к
непрочному миру между германцами и славянами. Попытка сотрудничества поляков и
лютичей в 990 г. была исключением из общего отношения Польши к лютичам, когда
Болеслав II Чешский в войне за Силезию 990 года, призвал лютичей на помощь. В
целом Польша совсем не дружила с лютичами, начиная с образования польского
государства под властью Мешко I.
Известны также столкновения лютичей с германцами в
1033, 1035, 1045 и далее годах. В 1055 году лютичи напали на германцев и
нанесли им поражение. В следующем году германский император Генрих III послал
на землю лютичей большое войско, лютичи загнали это войско в
непроходимое болото и истребили почти целиком. Такого поражения в славянских
землях германцы еще не знали.
Военный успех привел к распрям между племенами
лютичей: хижанеами и чрезпенянами с одной стороны и редариями и
толензанами – с другой. Быстрое экономическое и общественное
развитие череспенян по сравнению с ратарями, живущими далеко от важных
торговых путей и более консервативными в своих хозяйственных занятиях явилось
причиной этих распрей. Между ними возник великий спор о храбрости и
могуществе. Приписывая себе особую степень знатности, редари и толензане
в силу того, что у них имеется древнейший город и то знаменитейшее святилище, в
котором выставлено изображение Радигаста, желали господствовать.
Чрезпеняне и хижане отказывались им служить, и дело дошло до войны.
Редари и толензане, сражавшиеся ради славы, были побеждены. Подавленные позором
своего поражения, они призвали на помощь короля датчан саксонского герцога
Бернарда и Готшалка, князя ободритов, каждого со своим войском, и содержали
такое великое множество людей на собственные средства в течение шести недель.
Осажденные столь большим войском чрезпеняне и хижане вынуждены были
купить себе мир за 15 тысяч марок. В результате этого конфликта хижане и
череспеняне были присоединены к ободритам, но ненадолго. После смерти ободритского
князя Готшалка в 1066 г., они от них отошли.
Долгое время эти войны шли с переменным успехом. Немцы
нападали, и если одерживали победу в какой-то битве, или кампании —
объявляли землю покорённой, учреждали там свою особую административную имперскую
единицу — «марку» (от слова
«марк» — «знак»).
Образование германцами марок на
славянских землях в IX-Х веках
Всего подобных областей, именовавшихся «марками» в
славянских, в том числе, полабских и поморских землях, было основано довольно
много. Некоторые из этих марок были довольно маленькими — не больше
района, как Укрянская марка, некоторые довольно крупными — как марка, а
позже маркграфство Бранденбург. Будущая Австрия ещё при Карле Великом была
основана на землях славян именно как «Остмарк» — «Восточная марка», это
была одна из первых «Восточных марок». Слово «марка» также сохранилось в
названии страны Дании (Danmark — дословно «Датская марка»).
Северная марка, созданная германцами еще до 983 года и охватывавшая территорию
лютичей, формально продолжала существовать и после 983 года. Маркграф
Вильгельм, правитель Северной марки, погибший от рук лютичей в 1056 году,
являлся правителем именно Северной марки. В 1134 году правителем Северной марки
стал Альбрехт по прозвищу Медведь. Первой его жертвой стали гаволяне, часть их
была истреблена, остальные онемечены. Захваченная территория преобразована в
маркграфство Бранденбургское — по названию переименованного славянского
города Бранибора.
Жителей покорённых областей немцы обкладывали
данью, учреждали епископство или другие церковные власти. Славяне в
ответ восставали, давали отпор, немцев изгоняли, а их гарнизоны и латинских
проповедников уничтожали. Следовавшая за этим освобождением независимость могла
длиться пятьдесят, семьдесят, сто, и даже больше, лет. Но потом всё повторялось
снова, если немцы захватывали какую-то крепость, городок, или область, то опять
основывали на его месте какое-то немецкое поселение, называя его соответствующей
маркой, например на месте Зверина — «Шверин», на месте
Ратибора — «Ратцебург», на месте Дрежджан — «Дрезден» т. д. Вновь
учреждались имперская и церковная власть на занятой
территории. Это повторялось везде — у ободритов, у лужицких
сербов, руян и лютичей. Принятие христианства способствовало
развитию феодальных отношений. Главной силой в немецком наступлении
стали крупные феодалы, пытавшиеся расширить свои владения за счёт
славянских земель, их поддерживали знатные славяне Поморья и Полабья, принимающие
подданство немецкого императора, получая от него имперские титулы и,
превращаясь постепенно в обыкновенную знать средневековой немецкой империи.
Немцы шли в эти земли, стремясь создать там провинции своей империи,
приняв христианство, и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась
Римская империя, рассматривали себя продолжателями Рима. Славяне же,
несмотря на то, что они действовали в военном смысле подчас очень успешно,
воевали на уровне обычных для тех мест конфликтов и войн — за добычу или
дань, не имея объединяющей, организующей политики и не имея опыта в деле
создания больших империй.
После смерти в 1150 году князя Бранибора
Прибыслава, город, теперь уже Бранденбург, окончательно стал немецким. Этому
способствовало предательство жены Прибыслава, три дня скрывавшей
смерть мужа, чтобы дать немцам возможность воровским путем ввести в столицу
княжества свой гарнизон. Захват крепости был неожиданным для славян, они
не смогли оказать сопротивления. Альбрехт Медведь немедленно принял меры для
упрочения своего положения в городе: он изгнал из него наиболее влиятельных и
непримиримых славян и оставил только своих испытанных сторонников. Всё же немцы
упрочились в Браниборе не сразу, ввиду ненависти к ним населения. В 1155 г.
целый немецкий отряд во главе с приближённым маркграфа — графом Конрадом
Плоцковским — попал в засаду и был уничтожен славянами. В том же 1155 году,
скрывавшийся в Польше родственник умершего Прибыслава — Ячко, внезапно и без
сопротивления занял Бранибор. Старая славянская крепость на Гавеле снова ушла
из немецких рук, а с нею вместе и всё Браниборское княжество, над которым эта
крепость господствовала. Альбрехт Медведь не мог примириться с этой потерей,
грозившей свести на нет его завоевания за Лабой. В 1157 г. был
организован большой поход, в котором приняли участие ряд саксонских князей и
архиепископ магдебургский Вихман. Большое немецкое войско, разделившись на три
отряда, окружило город и после долгой осады принудило его защитников к сдаче. С
тех пор Бранибор уже не уходил из рук немцев. Путём переселения сюда колонистов
из Германии и Нидерландов в долине Гавелы распространялось христианство. Погоня
за церковными десятинами была важнейшим стимулом, заставлявшим духовных
князей возвращаться в свои давно покинутые епархии: сначала
вернулся в конце 40-х годов епископ гавельбергский, а затем, в начале
60-х годов и епископ браниборский. В середине Х века на территории лютичей
создаются
Зимой 1067 1068 гг. в земли лютичей вторгся
гальберштадский епископ Бурхард. Целью похода являлось уничтожение Ретры.
Ретра — это храмовый город, в нем не было постоянных
жителей, вокруг города обитали ратари и были самым могущественным
племенем в племенном союзе лютичей, князь их являлся великим князем всех
лютичей. Ретра была местом военных сборов. Там же, в Ретре, хранились
военные знамена лютичей. Центром союза лютичей было святилище «Радогост»
в городе Ретра, в котором находился известный храм бога Сварожича c оракулом,
куда славяне отовсюду совершали паломничество.
Немецкая карта западных славян X- XII
века
О точном местонахождении города
неизвестно, есть высказывание хрониста Адама Бременского: «Говорят,
что от Гамбурга до храма четыре дня пути». Попытки доказать расположение
Ретры предпринимались К.Шугардтом. По одной версии Ретра стояла на
Замковой Горе около современной деревни Прильвиц, до настоящего
времени Замковая гора в Прильвице не сохранилась, она была срыта по
приказу немецких властей. По другой версии Ретра находилась там же,
недалеко от Прильвица, но чуть восточней — в местечке Фельдберг, на берегу
озера Луцин. Шухардт в своей книге упоминает оба варианта. Валерий Алексеевич
Чуди́нов — доктор философских наук, профессор, директор Института
древнеславянской и древнеевразийской цивилизации общественной организации
«РАЕН» поддерживает выводы Шухардта, который считает, что он раскопал
Ретру. В то время как Нидерле пишет, что «попыткy Каpла Шyхаpдта
идентифициpовать Ретpy, котоpая находилась где-то в южном Мекленбypге, с
Шлоссбеpгом y Фельдбеpга также нельзя считать достаточно
yбедительной». Обычно полагают, что она находилась либо у
Нойстрелица, либо у озер Мюрицерзее — Толлензее. По направлению к озеру
находилась крутая возвышенность.
Ретра был разрушен дважды. В первый раз это произошло
в 955 году во время правления императора Отто. Город был разрушен, храм снесен,
статуя Радегаста вместе со всеми сокровищами, которые здесь хранились, были
подарены епископу Бранденбургской марки. Славяне вновь отстроили город и храм,
возобновили поклонение идолам 200 лет спустя, в 1150 или 1157 году.
В описаниях следует различать старый и новый города
одного и того же названия – Ретра. Адам Бременский описывает старую Ретру как
большой город, который имел девять ворот и был разделён на девять частей, и
располагался на девяти холмах, разделённых водой. « Для перехода служит
деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и
испрашивающих ответы ...». Воды окружали и весь город снаружи. Если судить по
этому описанию, значительная часть племени редариев обитала на острове с
девятью холмами, и совокупность этих жилых построек, разделённых внутренними
протоками, и получила название города Ретра.
Вторая Ретра, которая была отстроена после первого
разрушения, стояла всего на трёх холмах. На самом маленьком холме был
построен храм. Вода отделяла его от остальных построек. Но деревянный мост
соединял храм с ближайшим холмом. Титмар фон Мерзебург сообщает: «Есть город в
земле редариев, по имени Ридегаст, треугольный, и с тремя имеющимися в нем
воротам».
Реконструкция Ретры
Титмар описывает новую Ретру и называет его Ридегаст.
Возможно, что или Титмар допустил ошибку и перепутал имя бога с названием
города, или по недосмотру переписчика, вместо «urbs Riedegast nummis» написано
«Riedegast nomine». Совершенно ясно, что город, в котором Ридегаст почитался в
стране редариев, носил название Ретра. В древние времена было принято приносить
жертвы на месте захоронения, для чего укладывали три или четыре камня, на
который водружали более крупный камень. Древние германцы поклонялись своим
божествам под открытым небом. Но вскоре начали строить храмы, в которых
устанавливались изображения идолов. Второй храм был деревянным, а его
фундамент был сложен из звериных рогов. Этого было достаточно для сохранения
памяти о принесённых жертвах, которые сжигались на камнях перед храмом. То, что
не было предназначено для сжигания, передавалось для пиршества, устраиваемого
для всех присутствующих при жертвоприношении. Рога зверей не бросали в огонь.
По количеству рогов можно сосчитать, какое количество зверей было принесено в
жертву. Рога затем прикрепляли к стенам храма, из звериных рогов имели
обыкновение изготавливать сосуды, из которых и совершалось жертвенное
возлияние. Снаружи на стенах имелись вырезанные по дереву изображения нескольких
богов и богинь, а внутри на постаменте стояли статуи многих божеств.
— «Внутри же боги стоят, изготовленные, с отдельными
именами вырезанными, в шлемах и в панцырях, устрашающе одетые, из которых
первые называются луарасицы, прежде других почитаются и обихаживаются всеми
родами. Для их охраны местными жителями специально приставлены
служители, которые, чтобы идолам жертвы приносить и из-за страха перед ними их
умилостивлять, собираются, одни сидят, другие стоят и, по очереди тихо бормоча,
землю с трепетом объемлют (insodiunt), где, бросив жребии, устанавливают вещей
сомнительных истинную причину».
Гадание балтийских славян перед битвой.
« … Боги, как многие полагают, легче вызываются
посредством крови ...».
Славяне питают к своим святыням такое уважение, что
место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны.
Вход в храм разрешался только Жрецу и желающим принести жертву или тем, кому
угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывалось в
приюте ...». Святилище Ретра с ее главным богом Радегастом находилось в земле
лютичей. Но в то же время главный бог бодричей – тот же Радегаст.
Повидимому, поклонение Радегасту было распространено от земли лютичей до земли
бодричей. Тот же пантеон богов во главе с Радегастом должно было иметь и
племя варнов, территория проживания которого находилась между бодричами и
лютичами.
В XVII веке около современной деревни Прильвиц на
Замковой Горе, где по одной из версий находилась Ретра, был найден клад,
состоявший из множества литых статуэток, а также прочих предметов культового
назначения. Коллекция богослужебных предметов изначально принадлежала, по
мнению автора А. Г. Маша языческому храму в городе Ретра, расположенному в
Передней Померании между рекой Пене и верховьем реки Хафель. Спустя небольшое
время, все они были провозглашены немецкими чиновниками, расследовавшими
обстоятельства находки фальшивкой. Научного исследования этих фигурок,
включая радиоуглеродный анализ, никогда так и не было сделано. Версия о
существовании старого и нового храмов, дают право разделять и изображения
идолов на старых и новых.
Более шестидесяти антикварных предметов, среди которых
есть уникальные статуи языческих богов, священные изображения, жертвенные
подносы, обрядовые ножи и прочая храмовая утварь, – вместе составляют целый
археологический музей, по которому можно восстановить древний пантеон и образ
религиозной жизни вендов.
Языческие народы никогда не ограничивались одним
богом, они причисляли богов своих соседей к своим божествам и заполняли
храмы их изображениями. Так было принято у греков, римлян, германцев, а также и
у северных народов. В храме находились изображения нескольких божеств, и он
являлся пантеоном вендов.
Главное божество — Радегаст. Современный исследователь Александр
Снисаренко в книге «Третий пояс мудрости» пишет: «Радегаст почитался в
виде юного воина с копьем в левой руке, имя его переводится неоднозначно:
«гость совета» (незримо присутствующий на советах вождей), «глава совета» (ибо
решающее слово принадлежало жрецу, оглашавшему волю Радегаста), «господин
редариев», или ратарей, принадлежавших к племенному союзу лютичей (их верховное
божество). Не исключено, что такая многозначность была намеренной и что имя
этого бога означало и первое, и второе, и третье.
Радегаст
По этому оригиналу делались все рисунки, которые мы
встречаем в трудах наших писателей. Нет ни одного рисунка, который мог бы
познакомить с истинным обликом этого бога в языческие времена. Самый
первый древнейший рисунок приводится в «Саксонской хронике» Конрада
Ботона (Botho). Радегаст стоит обнажённым на постаменте, у него радостное
юношеское лицо и курчавые волосы, на голове – птица с расправленными крыльями.
В правой руке он держит у груди голову быка, а в левой – секиру. Откуда Ботон
взял это описание к рисунку – неизвестно. И если они не совпадают с
оригиналами, то следует принять во внимание, что он описывает Радегаста из
города Мекленбурга и что изображение не во всех местностях соответствует
оригиналу.Но имя Радегаста не было забыто. Снисаренко пишет: «Значение и
популярность Радегаста переоценить просто невозможно. Пожалуй, ни одно другое
славянское божество не оставило столько следов на географической карте:
Радвилишкис в Литве и Радеформвальд к востоку от Дюссельдорфа, Радеберг и
Радебойль около Дрездена, Радовицкий в Моковской области и его югославский
тезка Радовиш, Радогоща в Ленинградской области и югославское Радоево,
болгарский Радомир, польские Радом и Радомско, Радомышль в Житомирской
обалсти… Функция Радегаста как советчика сохранилась в неизменной форме в
слове „рада“. В украинском, белорусском, польском и других славянских языках так
называют совет как орган власти. А у бодричей это божество зафиксировано с
именем Родогаст: не отсюда ли усеченное имя Род?» Автор высказывает
предположение, что и подмосковный Радонеж, чье название происходит от
«радуницы» — дня поминовения усопших предков, несет в себе имя бога
поминальной тризны — Радегаста
Вода (ударение на О).
Этот идол принадлежит к числу самых древних
почитаемых божеств, У разных народов его знали под различными именами. В
Мекленбурге его называли Водан, среди фризов – Веда, у нордических народов –
Отин, у восточных – Вайдавут.
Подага — богиня плодородия
Каждому богу были посвящены собственные жертвенные
ножи и чаши.
Ритуальные ножи Радегаста
«Жертвы резали живыми, часть крови собирали в
жертвенные чаши, а остальную – в сосуд с водой. Из него жрец поил фигуру бога,
отпивал сам, а затем делал предсказания по внутренностям жертвы. ...».
Для этих священнодействий использовались жертвенные ножи и жертвенные чаши. В
древнейшие времена для их изготовления использовали камень, а позже, когда стал
известен металл, их делали не из железа, а выплавляли из руды.
Жертвенная чаша общего пользования, блюдо из
ретринского храма с изображениями знаков зодиака и с руническими надписями
Когда жрец объявляет празднества в честь богов,
собирались мужчины и женщины с детьми и приносили своим богам жертвы быками и
овцами. Сначала голову жертвы устанавливали перед изображением, после заклания
жертвы, жрец возливал кровь, чтобы более действенно распознавать оракулы,
а затем голову сжигали. Остальное варилось в священном котле и поедалось теми,
кто приносил жертв. В завершение дела, согласно обычаю, люди переходили к
пирам и веселью.
Альфонс Муха „Праздник Свентовита
«Кроме общепринятых животных в жертву приносились и
люди, кровь которых доставляет особенное наслаждение Богам. Для
этого предназначались пленники, преимущественно вожди, а впоследствии, когда
между христианами и вендами вражда достигла крайнего ожесточения, то христиан,
попавших в руки вендов, сразу же убивали и приносили в жертву фигурам богов.
Человеческие жертвоприношения встречались в Пруссии, Литве, и Ливонии. «
Кровью людей и скота извечное время гнев (богов) усмиряется».
«Но как ни упорны были Лютичи в язычестве и преданы
своим кумирам, а от постоянного столкновения с христианами подвергались
их влиянию. Так Лютичи иногда на войне брали с собою крест и несли его
впереди, вместе с изображениями своих богов, думая, что христианский Бог и их
боги вместе будут им помогать».
В течение последующих десятилетий саксонские герцоги
постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей. Зимой
1069 года поход против лютичей возглавил сам император Генрих IV
(1050—1106), подвергший их страшному опустошению. Ретра и храм Радегаста были
разрушены. В результате договора в 1170 г. возникло полунезависимое
Мекленбургское княжество. Генрих Лев вошел в
историю как основатель многих германских городов, таких как Мюнхен, Любек,
Аугсбург, Люнебург, Хильдесхайм, Штаде, Шверин, но именно Брауншвейг стал его
любимой резиденцией на долгие годы.
Последнее крупное восстание, в котором участвовали
лютичи, было поднято ободритами в 1179 году. Лютичи присоединились к восставшим.
Однако силы оказались неравны. Восстание было наголову разгромлено, по
славянским землям прокатилась волна казней.
После насильственной христианизации земли частично
покоренных, а частично изгнанных с родных мест полабских славян стали
собственностью немецких феодалов и вошли в состав Германии. Объединяясь с
христианскими славянскими княжествами, бывшие лютичи и ятвяги не могли более
оставаться язычниками и постепенно примирялись с христианством, принимая его от
своих славянских братьев в виде восточного православия.
По мере продвижения немцев на восток, к полабским
беженцам стали присоединяться и те из поморян, кто не желал принимать
христианство, а также и ятвяги. Начиная с середины Х века, в результате
непрерывной 400-летней войны с германцами, некоторые отряды лютичей покидают
свои земли в поисках более безопасной среды обитания. Основные волны этой
миграции были на юг в направлении Чехии (через земли лужицких
сербов) и на восток — в будущую Великую Литву (через земли поморян).
Приходящие в XI – XII веках на территорию Великолитвы
полабские беженцы представляли собой остатки различных племен и родов.
Они селились на полудиком и относительно свободном пограничье. Своеобразная
ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ, на границах кривичских княжеств не только значительно
пополнилась людьми, которые искали для себя новой жизни, но и стала
структурироваться в государственном и военном смысле, возглавляемая
талантливыми лидерами, такими, как Римгольд и Живинбуд. Благодаря пакту с
Новоградком — переселенцы объявили о создании собственного Великого Княжества
Литовского, закрепив тем самым своё право на занятые ими территории. Главенствующую
роль среди этих переселенцев играли выделяющиеся своими боевыми качествами и
воинственностью отряды лютичей. Поэтому местное славянское население,
отождествлявшее пришельцев, в основном с лютичами, и дало полабским
переселенцам собирательное имя «лютва» («литва»). Лютичи приняли участие —
наряду с ятвягами и кривичами, в создании Великого Княжества Литовского.
От лютичей литвины унаследовали своё национальное имя (Литва). Самым большим
городом лютичей был Волин. Именно поэтому, переселившиеся на восток «лютвины»
дали своей столице такое же название – Вильно. Потомки лютичей сейчас живут в
Литве и Белоруссии.
Литовские ученые убеждены, что слово «Литва» пришло в
русский, польский и другие славянские языки непосредственно из литовского
языка. Они считают, что слово происходит от названия небольшой речки Летаука, а
первоначальная Литва — это небольшой район между реками Нерис, Вилия и
Неман.
Балтийские славяне, за исключением лютичей, не имели
своей письменности. Поэтому, когда в их жизнь проникла немецкая культура, она
не встретила особого сопротивления. Целые деревни принимали немецкие
имена.
ЛИТВА – ЭТО ЭВОЛЮЦИЯ ЛЮТВЫ
За более детальной информацией мы
отсылаем читателя к опубликованной тут статье «Краткая история Лютвы-Литвы».
Также миграция в район Новогрудка славян вильцев-лютичей из нижнего течения
Эльбы широко описана в других источниках. А здесь кратко сообщим, что согласно
принятой большинству историков Беларуси версии Литва является производным
термином от изначального Лютва, мигрировавшего в район современного Новогрудка
народа под натиском германской экспансии. Это подтверждается и историческим
документами, в частности, чешского происхождения.
Откуда произошло самоназвание
Лютва? Считается, что это связано с использованием единого боевого тотема волка
(лют – волк на большинстве славянских языков). Лют входит в большую триаду
боевых тотемов, куда помимо его относят Бера (медведя) и Тура (быка).
ВЫВОД
Таким образом, Литва согласно
Беларуской теории, это общность военных людей, связанных между собой единым
боевым символом – волком. Литва – это вооруженные люди в волчьих шкурах,
пришедшие в район нашего Новогрудка с низовьев Эльбы под натиском немецкой
экспансии. Это они и только они назвали Летувскую речку Летаукой, это они и
только они оставили после себя около 200 других аналогичных топонимов и
гидронимов.
Так же как «Мазова» относится к
Мазурам, «Ятва» к Ятвягам, «Крива» к Кривичам, «Дайнова» к Дайновичам, так и
Литва относится только к Литвинам, а не к Аукшайтам, Жемайтам, Сувалкам или
Дзукцам современной Республики Летува.
На данный момент времени это самая
убедительная версия.
Балтийские языки три языка живые,
литовский, латышский и латгальский, языки эти конечно бедные составляющие
особую ветвь прибалтийско-финская подгруппа финно-угорской группы Уральской
семьи..Откуда и как появились балты? Считать ли эстонцев, финнов, литовцев и
латышей индоевропейцами? Принадлежат ли oни вообще к белой расе? Или их
относительная развитость обеспечена лишь благодаря примесям немецкой и славянской
крови? Скорее не при-месью крови. а немецкой колонизацией, культурной
инверсией.Финно-угорская волна смещения ударения коснулась и лeтyвисcких
северных диалектов, где раньше жили южные курши и зем-галы. С финнами штука
сложнee — считается, что в глубокой древности к финнам пришло
древ-негерманское племя, которое растворилось без остатка в них = и сейчас
собственно финны очень европейского типа люди.У Балановского в Жемайтии в 19
веке исследовались коренные жители. А, кто там коренные? СААМЫ, карелы, коми,
вепсы, ханты, манси, ненцы. Раньше дру-гих, вероятно, появились саамы.
Формирование карелов связано с территорией Карелии. Пред-ками удмуртов,
марийцев, коми-пермяков и коми-зырян были представители
ананьинскойар-хеологической культуры (VIII-III вв. до н.э.). Оставшиеся на Каме
–коми-пермяки, продвинув-шиеся на север, в район Вычегды – коми-зыряне, из
которых под влиянием ненцев выделились иженцы – освоившие оленеводство.
Прирожденные холопы — племена латгалов, земгалов и финноязычныхливов приняли
участие и в формировании латышской лeтyвиccкой эстонcкой народностeй – вместе с
племенем води. Еще они нереальные тормоза это ограниченные люди с чувством
национальной неполноценности, поэтому и национализм раздувают, и «Европу» из
себя корчить пытаются
A немец V. Büsching в предисловии
книги шведского историк Тунмана «Исследования по древней истории некоторых
стран Северной Европы 1772 г.» пишет:
«Финны не называют себя финнами,
поэтому они не могут даже произнести имя. Оно либо немецким или скандинавским
народом придумано. Означает жителей заболоченных участков и является точным
переводом фактического имени финнов, самы или суоми, который находится также в
имени Самланд, Самайтен и Семигаллен, наиболее вероятно. Таким образом, финны
были старые жители юго-восточного побережья Балтийского моря. Помимо них там
жили готы и венеды глубже в стране. Когда большая часть Готов с вандалами и
другими соседними и родственными народами от Балтики до Черного моря и Дакии
проникли, вышли финны и славяне на свои места на Балтийском море и частью же с
остальными готами. Славяне которые жили до тех пор в Литве и Польше с Acaziren
или хазарами, изгнанными из Азии». Наука подтверждает — саамы Кольского
полуострова и Само-гитии. И далее — на восток… Генетический след с Приуралья.
Когда они пришли на територию
Проеибалтики и там ещё больше смешались с европейцам венедами, то от их былого
косоглазия остались в основном только эпикантусы. Однако, даже сейчас, если
присмотреться к финнам или эстонцам,(а также латышам и летувисам) можно найти
монголоидные черты, например эпикантус — особая складка у внутреннего угла
глаза. A финноугры как раса появились в результате метисации европеоидов с
монголоидами.Интересноe получается, балто -славянское дерево. И это учитывая
что тeрмин балты был придуман нет такого генетического понятия «балты»,
летувисы и латыши этнические финоугры, такие же как и эстонцы, но с ещё немного
большим % фионоугорской гаплогруппы. А финоугры и славяне-индоевропейцы это
извините непохоже на «балто-славянское» дерево. Многие из сих финских и
латышских народов по словам летописца Нестора — пишет Н.Карамзин были данниками
россиян… летописец говорит уже о своём времени то есть об Х1веке когда предки
наши овладели почти всею нынешнею Россиею Европейскою см.19 век.