10 весьма интересных фактов о древних славянах
Вопрос о происхождении наших предков — древних славян — является одним из наиболее часто обсуждаемых в современной историографии. Эта статья не претендует на научные изыскания. Но в ней собраны весьма интересные факты о древних славянах.
1. Славяне практически ровесники нынешней эры.
Появление археологических культур, признанных
большинством археологов славянскими, относится лишь к V-VI векам. Однако, археологические
данные последнего времени указывают, по мнению некоторых исследователей, на
формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале
киевской археологической культуры ещё во II—IV вв. Весь процесс формирования
древнеславянского этноса на базе преемственности сменяющих друг друга
археологических культур продолжался от 1-го тысячелетия до н. э. до VI века, когда древние славяне были
зафиксированы в эпиграфических памятниках как уже сформировавшаяся
культурно-языковая общность.
(Примечание — В 2009 г. ученые института Курчатова закончили исследование генома русского человека и выяснили, что ген русского человека не отличается от гена, например, белоруса, украинца. Мизерные отличия с более западными славянами. Позже выложу статью — будет понятно почему славяне).
2. Славяне жили в достатке и изобилии.
Вот, что пишет Епископ Оттон Бамберский дважды в
1124-1127 годах посетивший Русь. «Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах
настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить
целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал
рассказывать все, что знаю об их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинённым
в чревоугодии. По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей,
медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье
масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мёд, пшеница, конопля, мак, всякого
рода овощи и фруктовые деревья, и, будь там ещё виноградные лозы, оливковые
деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того
в ней много плодовых деревьев…»
(Примечание — Указан период после Крещения Руси, что отсылает нас к п. 10).
3. Древних славян называли язычниками не из-за поклонения богам.
Они не были язычниками в современном словарном
смысле этого слова. В те времена «язычниками» называли людей, говорящих на
другом языке, носителей чужой культуры, религии. Древние славяне были людьми
ведической культуры, поэтому дренеславянскую религию правильнее было бы
именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» — созвучно современному
русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного
земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня —
Древней Индии, Ирана и Древней Греции.
4. Вся Киевкая Русь говорила на одном языке.
Все восточнославянские племена которые населяли
Киевскую Русь пользовались только единым древнеславянским языком. Если в ту
эпоху житель Галичины приезжал в Киев, Смоленск или Новгород то, его язык мог
отличаться лишь диалектом и акцентом. В Летописях приводится множество
примеров, когда на вечевых собраниях Новгорода выступали Киевские послы и
князья, а к киевлянам обращались Новгородцы или Правители Суздаля и Смоленска.
5. Древние славяне не знали привычных нам овощей.
О капусте, моркови и свекле, не говоря уже о
помидорах и огурцах, казалось бы, таких исконно «русских» овощах и корнеплодах,
на Руси и слыхом никто не слыхивал. Более того, даже репчатого лука, наши
предки не знали. Главной пищей древних славян была каша, а также мясо и хлеб.
Сами каши были несколько иные, не такие, как мы привыкли видеть. Рис был
большой диковинкой, его еще называли «сорочинским пшеном», и стоил он
баснословно дорого. Гречку (крупу, завезенную греческими монахами, отсюда и
название «Гречка») ели по великим праздникам, а вот своего собственного пшена
на Руси всегда хватало с избытком. Ели, в основном, овес. Но овсяную кашу
готовили из цельного очищенного зерна, предварительно долго запаривая ее в
печи.
(Примечание — Не могу 100% согласиться с автором
статьи. Во первых, вопрос о появлении на Руси огурцов и гречихи остается открытым. Во вторых, в Грецию эти продукты пришли из Гималаев – это
доказано. В третьих, эти продукты очень быстро начали выращивать на Руси. В
четвертых, есть поговорка: «Щи да каша – пища наша». А щи готовят и из крапивы,
и из щавеля, и из лебеды. И не будем забывать о хрене..).
6. На Руси не брали пленников в рабство.
В начале VI века на Византию начинают наступать славяне.
Славянские племена жили к северу от Восточной Римской империи. Византийцы
считали их свободолюбивыми, мужественными, выносливыми. Славяне были отличными
воинами. Они были благородны, не брали пленников в рабство, а предлагали либо
стать членами их племени, либо вернуться к своим. Отношения Византии со
славянами, а затем с Древней Русью составляли важную часть внешней политики
империи.
7. Славяне могли дать отпор любому врагу, пришедшему на их землю.
Причём это касается не только воинов-дружинников, но
и вообще всех: земледельцев, охотников, всех, кто жил на Руси. Вот, что по
этому поводу пишет император Византии Маврикий Стратег в VI веке. «Сражаться со своими врагами
они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой
для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью,
изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя
в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так
что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным
нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально
изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности
воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут
проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их
присутствии. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты,
прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и
небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все
это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью
заманить противника»
.
8. «Славяне» — не от «слава», а от «слово».
Словене — люди говорящие «словами», т.е. на понятном
языке. В противоположность, есть «немые» — немцы, те, кого понять невозможно. В
дальнейшем, во времена Петра I,
иностранцы, приезжавшие в Россию, нарекались немцами, а поскольку большинство
приезжих было из германии, вот и прилипло к германцам наше русское — немец.
Аналогичная ситуация в Древней Греции, где первоначально варварами называли тех
кто разговаривает, непонятно, как будто каши в рот набрали и грекам слышалось
вместо слов только: «бар-бар».
9. Все мужчины на Руси обучались военному делу.
На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой
«военной демократии». Конечно же, были и специально подготовленные витязи,
которые посвящали всю свою жизнь войне, но владеть военными навыками должны
были все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы или охотники.
10. Христианизация Руси происходила сложно и очень жестоко.
Крещение и последующая христианизация Руси,
сопровождалась уничтожением всего прежнего, славянского, «языческого».
Уничтожались все культурные центры славян-язычников — капища, святилища,
священные рощи, кумиры, идолы. На этих местах возводились храмы и церкви. В
соответствии с постановлениями Номоканона и его русской версией, родились
законы, которые были против всякого волшебства, суеверий и даже против лекарей.
Князья официально предоставляли церкви права суда над некоторыми из видов
преступлений. Людей теперь судили за развод, за ведовство, за зелейничество
(лечение травами), за ересь против христианства, за сквернословие, за
оскорбление «чистоты и святости» храма, за почитание языческих богов.
(Примечание – Поймите правильно — не могу согласиться с автором статьи. Но и не оправдываю произошедшее. Во первых,
всегда есть толпа, и всегда есть индивиды. Во вторых, было очень много
ответвлений (сект) и человеческие жертвоприношения к периоду крещения все-таки были.
Понятно, что человек, чьего ребенка забирают на жертву, ситуацию не приемлет. В
третьих, нельзя с сегодняшних времен судить о ситуации. Я за то, что за блуд
судить надо – кто-то достоверно знает, видел, почему судили за развод?.. Про
травников – это вопрос очень сложный априори. Я со своей точки зрения – против,
но понимаю умом, что справедливее запретить полностью зелейничество, чем
выборочно выбирать кто целитель, а кто нет. А суд за оскорбление «чистоты
и святости» храма – вообще можно перенести на сегодняшний день. В пример –
улицы и подъезды наших городов и домов. Это обобщающие фразы, дошедшие до наших
дней. Я не знаю, как судили за почитание языческих богов, но… на Урале до сих
пор стоят идолы и божки. Не в городах понятно… А значит, кто то не ругался, не
плевался, а просто сохранил свои верования и передал это далеко в будущее).