Системы летоисчисления
Некоторые системы летоисчисления
Лунные календари не учитывают времена
года, а солнечные — фазы Луны. Лунно-солнечные ориентируются на Луну и
корректируют по Солнцу.
В календаре помимо его точности важна
привязка к космическим событиям. Тем не менее, мы об этом не задумываемся,
используя современный календарь и следуя праздникам согласно нему. Календарь
должен как минимум учитывать взаимоположение Земли, Солнца и Луны, а также,
возможно, положение Зодиака (созвездий). Часто идут споры о
датировке лет и прошедших столетиях, но не обращается внимание на корректную
нумерацию дней в течение года, а это является даже более важным. Кроме того,
нужно осознавать смысл, оттенок того или иного дня или периода.
Основные единицы календаря (упрощенно):
День (сутки) — один оборот Земли вокруг своей
оси.
Месяц — один оборот Луны вокруг Земли (27-29
дней). Период между одинаковыми фазами и т.п.
Год — один оборот Земли вокруг Солнца (365
дней). Однократный цикл сезонов, период между равноденствиями.
Неделя не является единицей календаря, в разных
культурах была 7-, 10, 13-, 20-суточной.
Существует легенда, что реформаторы
календарей вскоре погибали.
В большинстве культур начало года
приходилось на равноденствие или солнцестояние, что абсолютно логично.
Исключением являются китайский (а также вьетнамский и японский на основе него),
непальский, ацтекский, исламский (смещается по всему году, т.к. лунный) и,
конечно, «юлианско-григорианский». В целом имеют смысл только
ключевые точки, а начало года как таковое смысл вряд ли имеет.
Григорианский календарь
Наследник юлианского календаря. Введен в 1582
г. В XVI в. время весеннего равноденствия перестало
совпадать с календарным (ошибка составляла 10 дней). В 1582 г. папа Григорий XIII
создал комиссию календарной системы, которая одобрила проект итальянского
математика и врача Луиджи Лилио (Алоизий Лилий). Он предложил из каждых
четырехсот лет по определенному закону изымать 3 дня. Было также решено изъять
дополнительные дни, добавленные юлианским календарем с начала его
использования. На следующий день после 4 октября 1582 г. наступило не 5, а 15
октября — вступил в силу григорианский календарь.
Григорианский
календарь общепризнан в настоящее время. Ошибка в 1 день в набегает за 3300 лет. Это, в частности,
приводит к тому, что сейчас солнце проходит через точку весеннего равноденствия
почти на 3 часа раньше, чем 400 лет назад. Откалиброван таким образом, чтобы
равноденствие всегда приходилось на 21.03.
Недостатки, вопросы: нелогична
точка отсчета (1 января), система месяцев не имеет привязки к чему-либо
значимому.
Юлианский календарь
Основа
— римский календарь. Юлий Цезарь пригласил в Рим группу египетских (?)
астрономов во главе с Созигеном, и они решили, что лунный календарь надо
заменить солнечным. Повлиял египетскй календарь. Начало года — январь (ранее
март), т.к. избранные консулы вступали в должность с 01.01. Над его созданием
работала группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.
Тропический год (время между двумя зимними
солнцестояниями) считается равным 365,25 дней, точность достигается за счет
введения високосного года (366 дней), следующего через каждые три обычные года
(365 дней).
Принят в 325 г. для всего христинаского мира. Дает
ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582
г. он был заменен на григорианский
Недостатки, вопросы: нелогична
точка отсчета (1 января), система месяцев не имеет привязки к чему-либо
значимому.
Римский календарь
Использовался
в гражданских целях. Сначала 10, потом 12 месяцев. Начало года — март.
Лунный календарь (ка основа)
Луна
в основе календаря используется с глубокой древности. Официальными
изобретателями считаются древние шумеры.
Шумерский календарь
Конец
III тысячелетия до н.э. Лунный год в календаре Междуречья состоял из 12 лунных
месяцев длительностью в 29.5 дня каждый, т.е. всего 354 дня. Так как он был
значительно короче солнечного (сейчас около 365 дней), то начало года все время
сдвигалось относительно весенних разливов рек. Шумерам это не нравилось, и они
периодически вводили дополнительный месяц для согласования с солнечным циклом.
Имелось 2 полугодия без выделения сезонов.
1. Бараг-заг-гар-ра
2. Гуд-си-са
3. Сиг-га
4. Шу-нумун-а (месяц сена)
5. Изи-изи-гар-ра (месяц зажигания огней)
6. Кин-Инанна (месяц работы богини Инанны)
7. Дул-Куг
8. Апин-ду-а
9. Ган-ган-эд
10. Аб-ба-эд
11. Зиз-а (месяц двухзернянки или полбы)
12. Ше-гур-куд (месяц жатвы)
Календарь Майа
Считается
более точным, чем Григорианский. Система состоит из 3 календарей: длинный счет,
цолькин и хааб.
Длинный счет
Для
больших промежутков времени. 20-, 18-, 13-ричные системы счисления. Нумерация с
0. Названия периодов до наших дней не сохранились. Периоды (2 днях): 20, 360,
7200, 144000, 2880000, 57600000, 1152000000, 23040000000. Текущий цикл (Эра
Пятого Солнца) длинного счета закончится в декабре 2012 г., что сейчас
соотносят с концом Света.
Цолькин
Лунный.
Ритуальный. Комбинация периодов по 20 и 13 дней.
Хааб
Солнечный.
Применялся в гражданской жизни. 365 дней: 19 месяцев по 20 дней и 5 дней
добавочных. Нумерация дней с 0.
Древнеегипетский календарь
Солнечный.
История европейского календаря начинается в Древнем Египте около 4000 лет до
н.э. Египетские жрецы заметили, что ежегодный разлив великой реки начинался
сразу после летнего солнцестояния (ныне — 21-22 июня). И в это же время в
предутреннем небе появлялась звезда Сириус после 70-дневного периода ее
невидимости. Установив связь между этими явлениями, древние звездочеты на
основании вычислений восходов Сириуса научились предсказывать начало нильских
разливов, с которых начинался хозяйственный год. Египтяне определили год как
период между двумя солнцестояниями и посчитали его равным 365 дням. Он состоял
из 12 месяцев по 30 дней (без связи с фазами Луны). Последние 5 дней года не
входили ни в один месяц, добавлялись в конце последнего месяца. Новый год должен
был начинаться 19 июля — в день, когда на небе «восходил»
(т.е. становился видимым) Сириус. Однако, поскольку високосных дней не
прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал на 1 день и только через 1460
лет опять приходился на день «восхода» звезды Сириус.
Названия
египетских месяцев в греческих и арамейских документах:
1.Тот
4.Хойак
7.Фаменот
10.Паини
2.Паофи
5.Тиби
8.Фармути
11.Эпифи
3.Хатир
6.Мехир
9.Пахон
12.Месоре
Подобный календарь использовался в Армении до
принятия христианства.
Китайские календари
Традиционное
китайское летоисчисление состоит из шестидесятиричного цикла, в котором дни
обозначались комбинацией из десяти знаков, так называемых «стволов»,
в которые входили пять «земных стихий» — дерево, огонь, земля,
металл, вода. Эти знаки еще классифицируются по признакам «ян»
(мужской) и «инь» (женский), а также по 12 «ветвям»,
которые обозначались зодиакальными символами животных.
В 2637
г. до н.э. по приказу основателя китайской цивилизации
Хуанди эта система была приспособлена для счета лет, и базовым стал полный
60-летний цикл. Во время Синьхайской революции в 1911 г. китайцы перешли на
европейскую систему летоисчисления, но, несмотря на это, до сих пор используют
привычный традиционный календарь.
Например, 2002 г. — 19-й год 60-летнего цикла, год
водяной Лошади, со знаком «ян».
Лунно-солнечный календарь («Чжуань-сюйли»)
Применялся
более чем за 200 лет до н.э. Год делился на 12 месяцев, в которых попеременно
было по 29 и 30 дней, всего 354 дней. Вставлялся добавочный, 13-й месяц -
високосный год. По своей точности он не уступал юлианскому календарю
«Тай-чу ли» («Саньтунский»)
Принят
в 104 г.
до н. э. Средняя продолжительность лунного месяца была принята равной 29 и
43/81 суток, или 29.530864 суток. Это всего на 0.000276 суток, или па 24
секунды, отличается от современного значения. Продолжительность года осталась
без изменений, т.е. 365.25 суток.
Циклический, или бытовой, календарь
Применялся
наряду с вышеперечисленными. Годы объединены в «циклы», каждый из
которых охватывал 60 лет. Каждый год внутри одного полного цикла получал свое
иероглифическое обозначение. Весь цикл состоял из 5 двойных столбцов,
соответствующих пяти «стихиям», или «небесным ветвям». Они
обозначали следующие понятия: дерево (Му), огонь (Хо), земля (Ту), металл
(Цзинь) и вода (Шуй). Каждая стихия была представлена в 2 состояниях: мужском
(нечетные столбцы, т.е. 1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы, т.е. 2, 4,
6, 8 и 10). Таким образом, получалось 10 вертикальных столбцов, или
«небесных ветвей», каждый из которых обозначался одним из следующих
циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй. Весь
60-летний цикл делился на 12 периодов, которые также имели свои знаки,
представляющие собой «земные ветви». Около 2000 лет назад к знакам
периодов, т. е. к «земным ветвям», были прибавлены еще названия
животных.
Древнегреческий календарь
Лунно-солнечный
календарь. 12 месяцев по 29 и 30 дней (354 дня) и вставка корректирующего.
Начало года в первое новолуние после летнего солнцестояния или после зимнего
солнцестояния.
Славяно-Арийский Календарь
Отдельная статья
Вавилонский календарь
Лунно-солнечный.
Возможно, наследник шумерского. Начало года привязано к весеннему
равноденствию. 12 месяцев по 29/30 дней попеременно.
1.Нисан (март-апрель)
4.Дуз
7.Ташрит
10.Тебет
2.Айар
5.Аб
8.Арахсами
11.Шабат
3.Симан
6.Элул
9.Кислим
12.Аддар
Каждый
третий год прибавлялся високосный месяц (второй Элул или второй Аддар) для
уравнивания суммы 12 лунных месяцев с солнечным годом
Подобен и еврейский календарь.
Еврейский календарь
Лунно-солнечный,
подобен вавилонскому. Значимые даты падают всегда на конкретный сезон и фазу
луны, начало месяца всегда приходится на новолуние. Год тоже начинается в
новолуние.
Летосчисление ведется с первого новолуния мира
(3761 году до н. э.). Каждый час по древней традиции евреев делится на 1080
частей, а каждая часть состоит из 7 мгновений.
Года бывают простые (12 лунных месяцев) и
високосные (добавляется еще один месяц).
Действует и сейчас наряду с григорианским.
1.Нисан (март-апрель)
4.Таммуз
7.Тишри
10.Тебет
2.Ийар
5.Аб
8.Мархешван
11.Шабат
3.Сиван
6.Элул
9.Кислев
12.Адар
Древнеперсидский календарь
Лунно-солнечный.
Начало года в весеннее равноденствие. В месяце 29/30 дней, корректировка
посредством високосного месяца.
1. Адуканиш (чистка оросительных каналов)
2. Туравахара (сильная весна)
3. Тайграчиш (сбор чеснока)
4. Гармапада (стояние жары)
5. Дрнабаджиш (сбор налога с урожая)
6. Харапашия (вязка колючек на топливо)
7. Багаядиш (поклонение богу Митре)
8. Вркаджан (маргаджан) (волчья охота)
9. Ассиядия (поклонение огню)
10. Анамака (безымянный)
11. Тваяхва (лютый)
12. Вияхана (копка)
После вияханы мог вставляться високосный месяц, не
имевший особого названия
Эламско-персидский календарь
1.Хадуканнаиш
4.Кармапатташ
7.Багиятиш
10.Ханнамаккаш
2.Турамараш
5.Тарнабазиш
8.Маркашанаш
11.Самиямаш
3.Саакуризиш
6.Карабашия
9.Хаишшиятияш
12.Мияканнаиш
Древнеиндийский календарь
Эры
Викрама 58 г. до н.э.
Шака 78 г. н.э.
Гупта 320 г. н.э.
Месяцы
1.Чайтра
(март-апрель)
7.Ашвина
(сентябрь-октябрь)
2.Вайшакха
(апрель-май)
8.Карттика
(октябрь-ноябрь)
3.Джьяйштха
(май-июнь)
9.Маргаширша
(ноябрь-декабрь)
4.Ашадха
(июнь-июль)
10.Пауша
(декабрь-январь)
5.Шравана
(июль-август)
11.Магха
(январь-февраль)
6.Бхадрапада
(август-сентябрь)
12.Пхальгуна
(февраль-март)
Республиканский календарь Французской революции
Название
Начало
месяца
Конец
месяца
Вандемьер -
виноградный
22/23 сентября
21/22 октября
Брюмер -
туманный
22/23 октября
20/21 ноября
Фример -
морозный
21/23 ноября
20/21 декабря
Нивоз — снежный
21/23 декабря
19/21 января
Плювиоз -
дождливый
20/21 января
18/19 февраля
Вантоз -
ветреный
19/20 февраля
20/21 марта
Жерминаль -
прорастающий
21/22 марта
19/20 апреля
Флореаль -
цветущий
20/21 апреля
19/20 мая
Прериаль -
луговой
20/21 мая
18/19 июня
Мессидор -
жатвенный
19/20 июня
18/19 июля
Термидор -
жаркий
19/20 июля
17/18 августа
Фрюктидор -
плодовый
18/19 августа
16/17 сентября
Был
введён декретом от 05.10.1793, отменившим христианское летосчисление.
Просуществовал до 01.01.1806. Первый день новой эры — день провозглашения
Республики (по григорианскому календарю — 22.09.1792). Год делился на 12
месяцев по 30 суток в каждом, после 360 суток вводилось 5 (в високосном году 6)
«дополнительных» суток
Зороастрийский календарь
Начало
года — 21 марта, равноденствие. 12 месяцев по 30 дней, не соотносятся с
лунными. Основа — Солнце, Луна, 12 созвездий. 2003 г. — это второй год
32-х летнего цикла, год БАРАНА, цвет — фиолетовый.
Календарь Омара Хайяма
Средняя
длина года — 365 и 8/33 = 365.24242 дня. Дает ошибку в одни сутки за 4500 лет,
точнее григорианского. Его создатели знали, что годичное движение Солнца
происходит неравномерно: зимой быстрее, а летом медленнее, и от момента
весеннего равноденствия до момента осеннего равноденствия Солнце перемещается
по эклиптике за 186 дней, а вторую половину своего пути делает всего за 179
дней. Поэтому в иранском календаре все месяцы первой половины года имеют по 31
дню, а месяцы второй половины года — по 30 дней. Названия месяцев иранского солнечного
календаря всегда соответствуют созвездиям зодиака, по которым совершается
видимое движение Солнца в эти месяцы. Начало года — полночь 22 марта.
Созвездия
зодиака
Названия
месяцев
Число дней
в месяце
Каким
месяцам григорианского календаря соответствует
1
Овен
Фарвардин
31
Март — апрель
2
Телец
Урдбихишт
31
Апрель — май
3
Близнецы
Хурдад
31
Май -июнь
4
Рак
Тир
31
Июнь -июль
5
Лев
Мурдад
31
Июль -август
6
Дева
Шахривар
31
Август -
сентябрь
7
Весы
Михр
30
Сентябрь -
октябрь
8
Скорпион
Абан
30
Октябрь -ноябрь
9
Стрелец
Азар
30 -
Ноябрь -декабрь
10
Козерог
Дай
30
Декабрь -январь
11
Водолей
Бахман
30
Январь -
февраль
12
Рыбы
Исфаидармуз
29 (30)
Февраль — март
Тибетский календарь
«строится
как лунный, его цикл начинается с февральского новолуния. Новолуние — всегда
первый день месяца, а полнолуние — пятнадцатый. С тантрийской точки зрения,
период растущей луны благоприятствует методу, и поэтому во время этой фазы
выполняют практики хэрук. В этот период наиболее благоприятным считается 10-й
день месяца, который называется также днем Падмасамбхавы, поскольку в этот день
Великий Учитель совершил много деяний. Период же убывающей луны
благоприятствует энергии, поэтому практики дакини выполняются в дни убывающей
луны, причем двадцать пятый день называется днем дакини — он особенно
благоприятен. Восьмой день посвящен Таре и Махакале, а двадцать девятый — всем
охранителям Учения. Дни недели соответствуют западному календарю.»
Ханаанейский земледельческий календарь
По
надписи из Гезера, найденной в 1908
г., год делился на 8 неравных месяцев:
1. Месяц собирания плодов (сентябрь-октябрь)
2. Месяц сеяния (ноябрь-декабрь)
3. Месяц позднего сеяния (январь-февраль)
4. Месяц срезания льна (март)
5. Месяц жатвы ячменя (апрель)
6. Месяц жатвы всего остального — пшеницы и двухзернянки
(май)
7. Месяц обрезания виноградника (июнь-июль)
8. Месяц летних плодов (вероятно сезама и проса)
Исламский календарь
Лунный.
12 лунных месяцев, около 354 дней. Сутки начинаются в момент захода Солнца.
Первый день месяца в новолунии. Не привязан к сезонам, начало года может
приходиться и на лето, и на зиму.
Другие сведения
Чтобы
перевести дату от сотворения мира по Библии в принятую систему летоисчисления
нужно отнять от нее 5508 (Иисус Христос, согласно Библии, родился в 5508 году
от сотворения мира).
В Японии сейчас Григорианский, но
также используются китайский шестидесятилетний календарь, счет лет по
императорам и счет лет от основания Японии.
Шакабда — система летоисчисления в Индии;
чтобы перевести на летоисчисление от Р. X., нужно добавить 79 лет.
По григорианскому календарю — 2003 год от
Р. Х.
По еврейскому календарю — 5763
г. М
По иллюминатскому календарю — 6003
г. с. (год света)
В настоящее время лучшим и наиболее полным
из всех подобных календарей, как это удостоверяется учеными браминами Южной
Индии, является тамильский календарь, называемый Тирукканда Панчанга,
составленный, как говорят, на основании тайных фрагментов из данных,
оставленных Асурамая, с которыми он вполне сходится. «Дата Тамильского
Нового года основана на традиционном тамильском календаре и следует за
нираянам, или весенним равноденствием, что соответствует 14 апреля по
григорианскому календарю».
«Первая точная дата индийского
календаря приходится на 11652
г. до н.э.» «Египетский и ассирийский
календари начинаются с 11542
г. до н.э.»
О календарях
Предварительный
вывод
Современный (григорианский) календарь при его точности и
пригодности в бытовой жизни не имеет синхронизации с космическими событиями, а
значит события получаются сдвинутыми во времени, и восприятие становится
искаженным. Это важно для всей психологической, внутренней жизни.