Русские народные сказки!
Русские народные сказки имеют огромное воспитательное значение, они учат доброте, взаимовыручке, любви к Родине, вере в Бога… Раньше дети, и я в том числе, воспитывались на них. Не случайно сразу после революции — в 20-х годах прошлого столетия — в нашей стране русский фольклор и сказки были запрещены. Ведь народные сказки — своего рода учебник русской культуры! В этом смысле, может быть, не обязательно изучать философские трактаты о проблемах различия России и Европы. Достаточно лишь прочувствовать тот дух, который заложен в сказках. К примеру, в западных сказках злую мачеху сажают в бочку, утыканную гвоздями, которую привязывают к хвосту лошади. Все немецкие сказки заканчиваются подобным образом. В итоге добро торжествует, но не по-евангельски как-то… +А вот русская сказка: «А злых братьев Иван велел прогнать из царства вон». Или вспомните сказку о царе Салтане, когда царь простил всех злокозненных обидчиц — ткачиху с поварихой и сватьей бабой-Бабарихой: «Царь для радости такой отпустил всех трёх домой». Редко-редко когда в наших сказках встретишь совершение мести… Вроде бы одни мы люди-человеки, да и немцы — тоже христиане, однако у нас есть какие-то неуловимые отличия в восприятии добра и зла, которые делают русских такими, а иностранцев — немного другими.+
К сожалению, наших хороших сказок на экранах телевизоров практически нет. А ведь русское народное творчество позволяет проникнуть в свою историю, в былинные времена. Я с детства помню художественный фильм про Илью Муромца… Детские впечатления сохраняются на всю жизнь. Из этой кинокартины я узнала, что был такой богатырь, который вместе со своим народом отражал татаро-монгольское нашествие на Русь.+
Если бы вы знали, как заботятся о патриотическом воспитании за границей! Например, американские школьные учебники все пронизаны любовью к своей стране и гордостью за неё. Красной нитью в учебниках проходит: великое счастье — быть американцем, Америка — благословенная страна и т.д. Такой патриотизм делает их как нацию сильнее. У нас же в деле патриотического воспитания молодого поколения существуют серьёзные проблемы.+
Я уже не говорю о материальной стороне дела — это отдельный вопрос. К примеру, в сказках Иванушка говорил: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», — если перед ним вставала нравственная дилемма: либо обладать богатством, либо поступить, как долг велит. И он выбирал именно второе, связанное со смертельным риском… Впрочем, мы никогда не были ханжами по отношению к богатству. Иванушку-дурачка награждала судьба, в том числе и половиной царства. И он никогда не отказывался от этого, что, несомненно, правильно. Но он награждался за безкорыстие, за то, что всё делал не ради богатства. В этом образе олицетворялась народная мечта о справедливости, призывающая не ставить во главу угла достижение материального благополучия.+
Автор: Наталия НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук, православный политик, депутат Госдумы