​Славяно-Арийские Праздники. День Трояна. 24 Рамхатъ 7528 лѣто от СМЗХ (14 - 15 октября 2019 г). часть2.

​Славяно-Арийские Праздники. День Трояна. 24 Рамхатъ 7528 лѣто от СМЗХ (14 - 15 октября 2019 г). часть2.




Единственное, что должно привлечь внимание – это колонны со сводом ниши. Они дают некое общее представление о реальной



конструкции храма: несколько резных деревянных столбов – опор, на коих зиждется крыша. Очень важна для восприятия культа, обильно представленная на рисунке трехчастность символов. Ступени, на которых стоит Троян, идут тремя полуокружностями. Колонны снизу и сверху украшены знаками трезубца, которые можно принять за декоративные короны. Видимая штриховка внизу колонны на светлой стороне, насыщена трезубцами. Наверху свода ниши также угадывается трезубцы. По самому своду изображены шары – девять штук (три раза по три) и двенадцать (священное число Трояна).



Известен также еще один рисунок изображения Трояна14. Разительные отличия в обоих рисунках позволяют относить их к разным изваяниям Трояна. На данном рисунке Троян представлен живым, а не как изваяние (стр. 22). Судя по фигуре коленопреклоненной женщины, этот чур Трояна был сделан в человеческий рост. Расположение ног совершенно такое же, как у изваяния в Шецине, что возможно объясняется некими существовавшими канонами для изображения Трояна. Все три головы не человеческие. Посередь — голова орла (небеса), справа – голова льва (земля), слева – голова змеи (подземелье)15. Таким образом, символически изображается власть Трояна над всеми тремя мирами. Фигура одета лишь в набедренную повязку, что роднит ее с изображением из Шецина. Из троичной символики, здесь, помимо трех глав, виден лишь благословляющий жест правой рукой: большой палец и мизинец отведены в стороны (вероятно, прежде были сомкнуты в кольцо), а указательный, средний и безымянный пальцы изображают трезубец. Левая рука Божества отведена за спину, что следует понимать как отображение представлений о принадлежании Трояна так же и миру Нави. Ладонь левой руки, вероятно, опущена вниз, зеркально к правой ладони. Данное изваяние поразительно напоминает изображение индийского Бога здоровья Дханвантари. Одинаковое положение ног, чем-то неуловимо общий разлет рук, Триглав изображен облаченным лишь в набедренную повязку, а Дханвантари с обнаженным торсом. На западнославянских землях найдено несколько трехглавых изваяний связываемых с культом Триглава: каменный чур из Вакан (Хорватия), каменный чур из Глейберга (Дания), деревянный стержень с тремя бородатыми головами, увенчанный фаллической шапкой, Свенденборг (Дания, 10 век) (Славянские древности, Т. 2, с. 389).



Кроме храма в Шецине имелись важные центы культа Трояна в замке Бранибор (современный Брандербург)16 и Волине

(Юлин)17. Волинское изображение Триглава было целиком сделано из золота и, вероятно, имело небольшой размер. Когда Волынский храм подвергся нападениям богохульников–христиан, жрецам Триглава удалось вынести изображение Бога и спрятать его в дуплистом пне дерева. Впоследствии этот пень укрывали в здании, исполнявшем роль храма18. На стене, рядом с пнем, висело старинное и ветхое седло, принадлежавшее, по преданию, самому Триглаву, и прежде находившееся в храме19. Это была одна из великих святынь, доставшихся Славянам от сказочных времен.



Судя по этому седлу, существовало представление, что Бог иногда садится на своего священного вороного и объезжает свои земли. Подобное предание существовало и у руян, веривших, что по ночам Святовид седлает своего белого коня, содержащегося при храме, седлом и уздой, висевшими подле изваяния Бога, и мчится в ночь сражаться с ворогами. О такой езде Бога, в частности, писано и в «Велесовой книге»: «И СЕ БО ТРГЛАВЕ НАШЕ ОСТЯЖОУТЕ НЫ И БРЗЕ СКОЩАШУТЕ НА КОМОНЕ ВРАЗИЕМ ПОРАЖЕНТЕ ТВОРЯИИ» — «И Триглав наш предостерегал нас, и быстро скакал на коне, врагам поражение творя» (ВК 3, 25, 13-14).



В легендах южных Славян образ Трояна предельно затемнен и подается в сказочном оформлении. То не многое, что можно вынести из этих легенд, вполне соответствует известному по другим материалам. В сербских сказках Троян – земной король о трех головах, обитавший в Трояновом граде (развалины на горе Цере). Согласно болгарским сказкам и песням, в его землях находится семьдесят озер жидкого золота и серебра. Троян путешествует ночью, верхом на коне (ср. ночные поездки Триглава). На его незрячесть намекает его боязнь Солнца, а на власть над тремя мирами – сказочное описание трех голов Трояна: одна жрет людей, другая – скот, третья – рыбу. Со всей очевидностью можно говорить, что образ сказочного Трояна в значительной мере обусловлен представлениями о его причастности хтоническим силам (незрячесть). Сюда же примешалась и христианская интерпретация образа Божества, ведь Троян – царь (князь) Всего мира, но и христианский Сатана, «обезьяна Бога» – «князь мира сего». Уже этой параллели было бы достаточно. Однако на образ Трояна еще наложились представления о трехглавом демоне–змее (им вообще-то и сраженного20) и царе Мидасе. Надо признать, что существует некоторое идейное сходство между сербо-болгарским сказочным Трояном-Мидасом и описанным выше изображением звероглавого Трояна.



В пантеоне поляков Троян известен под именем Trzy. «Тржи почитался как величайший из Богов, изображение его стояло тройное (трехглавое) с одной шеей. Он был отцом Бога Живе, которому приписывали заботу о человеческой жизни и всякие дары судьбы», «Почитался Лель как защитник свободы… Полель же как страж Отечества, и верили, что оба были посланы верховными Богами Тржи и Живе» (Прокош, «Славяно-сарматская хроника» (нач. 18 в.). Пер. Д. Дудко).



В словенских землях известна священная гора Триглав – самая высокая вершина Юлийских Альп (2864 м.). Стоит отметить также, существование некой древней рукописи из собрания А. И. Сулукадзева под названием «Коледник 5 века дунайца Яловца, писан въ Кiеве, о поклоненiяхъ Троийским горамъ, о гаданiяхъ въ печерахъ и Днепровскихъ порогахъ русалами и кикиморами». К «Троийским Горам» – святыням культа Трояна, безусловно, относятся и гора Триглав и гора Цера, где находятся развалины Троянова града (а возможно и храма).



Свод данных однозначно свидетельствует о том, что Троян есть Бог общеславянский. Дополнить сведения о Его культе можно путем сравнения с мифологическими представлениями других индоариев, у которых культ Трояна так же существовал.



Имя Трояна толкуется как «тройной», «третий», что обусловлено его происхождением от трех Богов и трехглавостью Трояна. Весь культ пронизан символикой числа три (власть над тремя мирами, трижды водят коня через 9 (3*3) копий…). В поиске параллелей следует ориентироваться на эту главную черту троянова культа.



Древние мифы, как известно, обернулись сказками, следовательно, среди корпуса русских (славянских) сказок должны быть и такие, что повествуют о подвигах Трояна. Несомненно, к таким мифам восходит сказка о трех подземных царствах – медном, серебряном и золотом. Младший из трех братьев – Иван Третей (Третьяк, Иван Водович) – спускается через колодец (нору, провалище) в подземный мир; там он спасает свою мать и трех царских дочерей, похищенных демоном (трехглавым змеем), и поселенных им в трех царствах (дворцах) – медном, серебряном и золотом; Третей губит демона и вызволяет девиц и мать на белый свет, а сам, преданный братьями, остается брошенным в подземелье; там он обретает живую воду и, после ряда приключений, выходит в мир людей. На основе этого сюжета нами и был воспринят «Второй сказ» о подвигах Трояна.



В мифах других индоевропейцев образ единого Божества, почитаемого нами как Отче Троян, разводится на два (иногда, три) самостоятельных персонажа. Мы приведем все имена, известных на сегодняшний день по доступной литературе, выводимые по тождеству имен и по соответствию культов.



Иран. Трита (Фрита) – «третий». Третий человек, добывший божественный напиток «хаому» (амриту, амброзию; однокоренное рус. «хмель»; то же что и сказочная «живая вода»). Он – первый целитель, получивший в дар от Ахура-Мазды 10000 целебных растений, белую хаому и дерево бессмертия (т.е. стал Божеством здоровья). Для его культа восстанавливается известный нам сюжет: «Трита, «третий», самый младший (из трех братьев), был предан своими братьями, бросившими его в воду (Трита водный), побывал в подземном («третьем») царстве, где обрел напиток (или другое средство) бессмертия (хаома или древо бессмертия), давший ему возможность вернуться на землю» [Мифологический словарь, 549].



Параллельно с ним почитается также Траэтона (Фаридун), имя коего образовано от числа 3. Он младший из трех братьев (два других, по «Шахнаме» — Пормайе и Кеянуш), которые его предали; Траэтона убивает трехглавого змея Ажи Дахака (с помощью кузнеца Кави) и освобождает из плена двух сестер Йимы (или, двух дочерей Джамишида), на которых женился. Между своими тремя сыновьями21 он делит мир на три государства22: Рим (запад), Иран-Арабистан, Китай.



Отдельно от них почитался также самостоятельное Божество здоровья (телесного) – Аурват («целостность»). Божество произведено от эпитета Трояна.



Скифия. Таргитай – первочеловек (скорее, перво-князь), прародитель скифов. Сообразно этому, владения скифов могли называться «землей Таргитая». От трех его сынов происходит три рода людей (духовенство, воины, селяне), а согласно поздним греческим сведениям – три народа. В скифском мифе Таргитай выступает супругом хтонической змееобразной Богини. Это переосмысление мифа о борьбе Бога со змеем.



Индия. Трита, о котором скудно сообщает «Риг-Веда». Он, вместе с двумя братьями, рожден от золы, брошенной Агни в воду (ср. Иван Водович = Трита Апья, «Трита Водяной»; ир. Аурват – покровитель вод). Будучи брошенным братьями в колодец, он взывает оттуда к Богам, сетуя на свою долю. Из фрагментов других мифов: он запрягает коней Солнца; расчленяет на суставы тело демона–змея Вритры, которого помог сразить Индре (ср. слова «Велесовой книги», об Индре, идущем до земли Трояновой); подносит сому Индре; отгоняет дурные сны и очищает от грехов.



Богом врачевания в Индии почитается Дханвантари. Он изображается с телом зеленоватого цвета (символ лекарственных трав) и четырьмя руками. В руках он держит ступу с пестом (для приготовления лекарств), целебное растение (ср. «древо бессмертие» иранского Триты), медицинский свиток и сосуд с целительным зельем.



Греция. Фаэтон (от ир. Фаридун) – сын Гелиоса, взявшийся управлять солнечной колесницей (= Трита, запрягающий коня Солнце) и сгоревший в огне, едва не уничтожив землю.



С другой стороны, культ Бога–врачевателя Асклепия (Эскулапа). Его символы – чаша с лекарством и змея (чей яд – сильнейшее целебное вещество, «панацея»).



Пруссия–Литва. Аушаутс (Аушлайвис) – Бог–врачеватель, почитавшийся в виде большого ужа23. Знахари считали себя его учениками. Он – Бог целостности, не поврежденности, отгоняющий болезни и очищающий от грехов.



Молдавия. Обрядовую куклу, соответствующую нашему Яриле (Костроме) и болгарскому Герману (Ярману), хоронимую ради вызывания дождя, здесь именуют Трояном [Клейн, 277].



Вероятно, осетинский Таранджелос, кельтский Таранис и германский Тор, так же являются переосмысленными образами Трояна.



На основании этих данных можно восприять древний культ Трояна по существу, почти что целиком. Все части складываются в многоцветное полотно – полотно трояновых мифов. Пересказ этих преданий изложен выше, повторяя содержание трех «Сказов», повествующих о подвигах Трояна, «Сказов», обретенных во общине «ТРИГЛАВ» в ходе радений.



Культ Трояна сохранился лишь в Индии, где Дханвантари и доныне получает почести. В виде преданий сохраняется память о Трите–Траэтаоне в общинах парсов–огнепоклонников. Возрождение культа Трояна на Руси началось в 4402 году от осн. Словенска Великого (1993 г.) в граде Обнинске земли Калужской, где возникла славянская языческая (родноверческая) община, названная во честь Трояна и триединства Божьего – «ТРИГЛАВ».



отрывок из книги ТРОПА ТРОЯНА

588
Нет комментариев. Ваш будет первым!