Забытые слова и понятия. МАТРЁШКА. часть 1.
Забытые слова и понятия. МАТРЁШКА. часть 1.
Ещё со времён Петра Великого, из прорубленного им окна в Европу нам всё время вещают, что русский человек ничего не мог изобрести и придумать толкового сам: до прихода немцев не имел своей истории и науки, до греческой азбуки-был безграмотным, до изобретения балалайки-не имел никаких музыкальных инструментов. Во все века он, мол, только спивался, употребляя ковшами различные хмельные напитки, пока, наконец, не появился Дмитрий Менделеев со своей сорокаградусной водкой, которой для эффекта и стакана хватает.
Не обошла «жёлтая пресса» последних столетий и известную во всём мире русскую Матрёшку, которая ещё сохранилась со старых мудрых времён лишь благодаря тому, что является отличным «брендом» и приносит огромные «бабки», особенно когда изображает политиков. Весь интернет забит перепостами с единого шаблона: Матрёшку, хоть и считают иностранцы лучшим русским сувениром — не наше изобретение: у япошек передрали в конце 19 века (варианты: у китайцев, у индусов)… Официально до сих пор проповедуется версия происхождения русской Матрёшки от японского Фукурумы, привезённого с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.
Японские Фукурума и Матрёшки
Вот, только, когда историки начинают вспоминать, да ворошить документы тех времён, на поверхности оказывается, что рассказ мастера первой матрёшки — токаря Звездочкина не совпадает с повествованием о первом художнике матрёшки Малютине, а описание изобретения тех времён никак ни совпадает с тем экземпляром, что храниться в музее матрёшки Сергеева Посада ().
Почему такая неразбериха? На мой взгляд, причина всё та же: бизнес, деньги, жажда славы. Ведь считается, что история рождения Матрёшки началась с того, что предприниматели Мамонтовы впервые представили её на Всемирной выставке в Париже в апреле 1900 года, где эта разборная деревянная игрушка получила бронзовую медаль. Скорее всего, «клан» Мамонтовых рассчитывал на то, что их имя всегда будет сопровождать бренд Матрёшки лишь в том случае, если игрушку выдать за изобретение их наёмных работников. В то же время, русский народ в деревнях как испокон веков вырезал куклу – матрёшку на ручных станочках, так и продолжал, не догадываясь о том, что идея создания этой привычной детской игрушки многих поколений пришла в чью-то голову только сейчас.
Помешала всем планам Мамонтовых революция: стёрла их имя, сопровождавшее это «изобретение», хотя и честное имя матрёшки, в качестве старого народного творчества, восстановить забыла.
К слову сказать, точно такая же участь постигла и другую, аналогичную матрёшке, популярную русскую игрушку — деревянное раскладное яйцо.
Не все знают, что традиция раскрашивания яиц, как это сейчас делают на Пасху, восходит к незапамятным временам дохристианской Руси. Яйцо издревле дарили на весенний праздник Велеса с пожеланием плодородия и продолжения рода. У южных славян, в частности, на Украине до сих пор существуют традиции «крашенок» (яиц, окрашенных в один цвет) и «писанок» (яиц, расписанных народным узором). Изготавливались традиционно яйца из различных материалов: дерева, камня.
Раскладное яйцо из дерева, в котором находились ещё более мелкие, символизировало, в современной научной терминалогии — фрактальный принцип устройства Вселенной, а в ведической — причинную материю, называемой «яйцехоре». Сохранившиеся у разных славянских народов мифы и сказки повествуют о том, что в начале всех начал было вечное Мировое яйцо, которое снесла Мировая курочка, либо уронила в полёте Мировая уточка… из него вышли Род и Лада Богородица, от которых и пошла наша Земля и род человеческий… Вот, образом этого первояйца и служило яйцо куриное либо утиное. А деревянная разборая игрушка, как и сказка о курочке Рябе, с рождения объясняла деткам о принципах мироустройства.
То же понимание устройства Мира дети чуть позже находили в сказках о Кощее Бессмертном (обратите внимание, именно со смысловой приставкой «Бес», а не «Без»).
Вспомните, например, сказку из сборника Афанасьева про Ивана Царевича: «…смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо и сломать иглу, заключённую внутри него — Кощей мгновенно умирает». Речь в сказке идёт о постоянной борьбе добра со злом. И чтобы победить зло, надо прежде всего понять, где спрятана истина. Только поэтапно открывая друг за другом тайны знаний, можно дойти до сути бытия.
Вы заметили, что в истоке всех математических исчислений стоит «0»? а то, что самая центральная буква алфавита -«О»?
«Как мы говорили—
Троица есть Одна Душа.
Хочешь во-об-разить Троицу?
Тогда представь Яйцо.
Постигни:
Любой образ создаётся
Всегда в Теле и Деле Образа —
Единой Троицы,
Которая есть О!»»
(Праведы)
Замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».
Так вот, чуть раньше «бренда» матрёшки, «бренд» разборного яйца присвоил себе главный ювелир Дома Романовых – Карл Фаберже. Первое яйцо, – красивейшее изделие мирового масштаба, изготовил по заказу Александра III ювелир фирмы Карла Фаберже Михаил Перхин в 1885 году. Это было «Куриное» яйцо, покрытое снаружи белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в желтке из матового золота,- изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона.
Бесспорно, изделия фирмы Карла Фаберже являются большой гордостью России, но на слуху лишь осталась фамилия Фаберже, и никто не помнит ни об аналогичной народной традиции, ни о фамилии подлинных авторов этих выдающихся изделий.
Но вернёмся к нашим матрёшкам.
Чтобы раскрыть её тайну, надо прежде всего вспомнить, что в древности на Руси различные предметы обихода, игрушки и украшения играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – все они являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией. Выше мы уже рассмотрели символизм разборного яйца. Что же символизировала матрёшка?
Начнём с имени куклы. Выбор имени у древних славян был очень важен: правильно выбранное, оно служило позывным, притягивающим (стяжающим) судьбу.
Все исследователи ссылаются на распространенное женское имя на Руси «Матрёна».
Конечно же последователи теории, описанной в начале статьи, считают, что имя Матрёна (Матрона) произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина». Что ж, игрушка знатная, конечно получилась, вот только её классический облик, ну никак не тянет на латинскую знатную даму.
И ведь не «Матрошка» же назвали куклу.На мой взгляд, гораздо более интересен перевод имени Матрёна с самого близкого языка к древнерусскому и гораздо более древнего, чем латинский-с ведического санскрита:
Матрь, матри (санскр.) – мать (рус.)
В индуистском ведическом понимании, Матри — это, прежде всего, мать, олицетворяющая силы природы, мать творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число богов-детей Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».
Ничего это не напоминает? Вот это и есть Матрёшка.
В Праведах — ведах Русского Севера, прародины индийских ариев, показано, как разобрав слова русского языка на слоги, можно понять их глубинный смысл. Вот и разберем слово Матрёшка: ма-трёш-ка(мать-троица-душа): мать-Троица, мать духовных Троиц (мать богов, богоматерь).
«Вот Троица-
Единая, Одна на всех, всем Из-начало…»
(Праведы)
Если же открыть славянский именослов, то имя Матрёна расшифровывается совсем просто: «матушка». Понятно, что в упрощённом, житейском варианте, матрёшка олицетворяет СЕМЬю — фундамент рода: мать и разновозрастных детей.
Теперь рассмотрим образ Матрёшки с философской позиции, с позиции древнерусского ведического знания.
Ну, во-первых, Матрёшка повторяет образ Мирового яйца. Почти всегда она имеет «яйцеподобную» (овоидную) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней (небо, земля).
А во- вторых, матрёшка наглядно демонстрирует, что человек-это не только видимое материальное тело.
В ведическом славянском представлении, человеческое «Я», прибывая на Земле, имеет семь тел (видимое плотное-материальное и шесть не видимых, менее плотных-энергетических), которые в терминологии староверов носят следующие названия: явье (физическое) тело, жарье тело, навье тело, кубье тело, колобье тело, дивье тело, правье(светье)тело.
Оболочек (тел) может быть у отдельных людей больше (до 9), у отдельных — меньше (не все в течение жизни набирают силу). Поэтому, классическая кукла имеет 7 матрёшек, иногда — 9, но может иметь и другое количество.
продолжение следует...