Мифы Славян. ДЫЙ.
В русской мифологии Дый — бог ночного неба, его матерью была коза, а отцом Черный Змей. Родился он в начале сотворения мира и считался Богом Луны и Ночного Неба.
Дый имеет несколько разных обличий. Никто из видевших его людей не мог восстановить в памяти его точный образ, да и являлся он всем в разных обликах. Лишь в одном сходится его описание: это был вихрь, который сверкал, словно молния. Он неожиданно возникал на пути воинов, которые шли на сражение, крича им вслед свои предсказания. Эти предсказания могли быть как добрыми, так и пугающими. Поэтому этого Бога славяне называли ещё вестником бед и несчастий. Славянский Бог Дый является одновременно и птицей Див, так как он имеет способности к оборотничеству. Дый может легко обернуться птицей Див, которая тоже предвещала беды и несчастья.
Сам Дый в союзе с Матерью — Сырой Землей дал жизнь сыновьям — богатырям Индре и Чуриле. Оба ребенка были дивно красивы.
Поддерживал Дый связь и с Тарусей, которая была женой Бармы. Как гласят мифы, именно Дый и Таруся стали прародителями Дивьих людей.
Изначально Дый в славянской мифологии описывается как светлый Бог Неба. По этому небу ходят облака, из него проливается дождь. Дыя любили люди, и он отвечал им взаимностью. Он старался выполнять их желания и помогал им получать богатые урожаи. Для этого он поливал землю дождем, когда это требовалось. Но затем Дый стал больше склоняться к темным силам, поэтому и стал называться Богом Ночного Неба. Ему стали поклоняться те люди, которые любили скрываться под покровом ночи. К таким людям относились разбойники и мошенники, а также любители воровства. После своих ночных промыслов они приносили Дыю свои дары, словно платя ему оброк за укрывательство под покровом ночи. Несмотря на то, что Дый стал Богом Ночного Неба, он остался очень хорош собой. Красота его была дивная, невероятная. В память о нем дошли до наших дней такие слова как: «диво», «удивление», «диковинка».
Согласно мифам Дый стал облагать людей слишком большой данью, поэтому они перестали делать для него жертвы. Тогда разозлился Дый и стал карать преступников. Несчастные люди попросили Велеса помочь им. И Велес не остался равнодушен к их просьбам. Он победил Дыя, уничтожив его небесный дворец, который был возведён из крыльев орлов. Побежденный Дый был сброшен Велесом в царство Вия. Люди были очень рады этому, они стали восхвалять Велеса и поклоняться ему. При поддержки Вия он вернулся на землю, где решил устроить пир в знак примирения с Велесом. Там он предложил ему чашу, в которой был яд, и Велес сам ушел в мир мертвых.
Бог Дый в мифологии славян упоминается часто. С его именем связано множество легенд и мифов. Не раз о нем рассказывается, как о правителе Вселенной. С ним даже связан миф о всемирном потопе. В этом мифе рассказывается о том, что однажды Дый пожелал посмотреть, как на земле живут люди. Для этой цели он попросил Стрибога освободить небо от всех туч, разогнав их ветров. Когда Стрибог выполнил его просьбу, то взору Дыя открылись ужасные беззакония. Разгневался он и решил покарать людей. Для этого он отправил на землю Богдана, являющегося Богом морских глубин, и Стрибога – повелителя грозных бурь. Стрибог стал дуть изо всех сил, подняв безумный ураган, сумевший смести с земли всё живое. Богдан же так сильно пошатнул моря, что мгновенно залил водой всю землю. Лишь толь вершина горы Триглавы осталась возвышаться над залитой водой землей. Таким образом, погибли все люди на земле. Спастись удалось лишь тем, кто успел взобраться на вершину Триглавы. Увидев результат деяний Стрибога и Богдана, Дыю стало жаль людей. И он бросил им ореховую скорлупку, которая упала рядом с горой. Тогда взошли на эту скорлупку, словно на корабль, люди и животные, оставшиеся в живых, и смогли пережить всемирный потоп. Дый же в знак примирения с людьми и как обещание, что он больше не будет так безудержно гневаться, воздвиг на небе радугу. Или как её называли древние славяне – Рай дугу. И если верить мифам о Дые, то Радуга подарит вечное счастье каждому, кто пройдет или проедет под ней. Как следует из мифов и легенд, Бог Дый занимал значимое место в религии славян. Это противоречивый Бог, который может как миловать, так и карать. Он требует уважения к себе и испытывает людей в их вере.