Боги Покровители. Бог Услад.
«Боги наши суть Отцы наши, а мы дети их».
Услад (Осладъ, Оутълядъ, Ослядъ) — бог веселья и всяческого блаженства, пиров, гуляний и наслаждений, отправляемых по ночам, верный спутник Лады. Славянское божество роскошей и пиршества, веселий и праздников, отправляемых по ночам, покровитель и завсегдатай винных погребов. Представлялся молодым человеком, но зачастую в женских одеждах. От бессонья и чрезмерного питья лицо у этого бога покрасневшее, весь он обрюзгший. Кто усердно жертвовал Усладу, тот сам становился похожим на пьяного болвана. Да и сегодня дружба с этим божеством к добру не приводит. Покровитель и завсегдатай винных погребов.
Изображался он золоченой статуей в виде прекрасного юноши с радостью на челе, румянцем на щеках, в венке. Услад – есть искажённое «ус злат», златоусый, эпоним Перуна. Одет Услад был весьма небрежно, ибо всегда был готов к удовлетворению своих чувственных прихотей. При всяких пиршествах сие божество было призываемо в качестве самого почетного гостя, и первый глоток из всякого кубка жертвовался ему, так же, как и первый поцелуй, сорванный гулякою с уст своей красавицы. Со временем стали почитать его и как бога приятного сна и сновидений. Услад является Богом-Хранителем ульев и меда, а также покровителем всех Медоваров и Медогонов. Есть интересный текст из путевых заметок немца Вундерера, который путешествовал по Руси в самом конце XVI в. (точно позже 1581 г.): «Перед городом мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса (т.е. Хорса), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».
Сказ про Услад.
Когда уже были созданы земля, леса, моря, горы, звери, рыбы и птицы, а затем и люди, начал великий Сварог распределять обязанности между богами. Все они покорно принимали волеизъявления своего небесного отца, и лишь один кудрявый божок смело выступил вперед и сказал, улыбаясь:
— О Сварог, сделай меня властителем праздников и пиров.
Подивился такой смелости творец мира и сказал:
— Твое желание, возможно, и будет исполнено. Но не раньше, чем ты пройдешь испытание и задашь нам знатную пирушку на земле.
И вот однажды, в разгар лета, все боги под видом странников пришли в Полесье в Купальскую ночь на праздник Купалы — в честь громовержца Перуна и богини Лады. Вместе со всем принаряженным народом они собирали чародейные травы, участвовали в обряде проводов русалок, кружились в хороводах, пели песни, прославляя Сварога и весь сонм богов. Вечером возжигали на берегах и холмах Купальские огни, прыгали через костры и ликовали, когда воспевалась ясноокая богиня Лада и приносился в жертву белый петух.
В полночь подуставшие боги и богини сели вместе с людьми за пиршественные столы. От обилия яств и питий у каждого голова закружилась! После каждой перемены блюд, запивая угощения медвяными напитками, Сварог и его свита громко приговаривали, восхищенно глядя на кудрявого божка:— О-о, сладко! У-у, сладко!
В конце пированья, уже на рассвете, всем: и кто еще держался на ногах, и кто дремал под столом, и кто удалился под сень кущ, сжав в объятиях хмельную красотку, — стало ясно, что кудрявый божок выдержал испытание. С той поры его так и звали: Ослад, или Услад.