Словарь основных персонажей славянской мифологии и ритуальных понятий. СВЕТОВИД.

Словарь основных персонажей славянской мифологии и ритуальных понятий. СВЕТОВИД.

СВЕТОВИД — (Святовит, Свентовит) бог неба, света, осеннего солнца у балтийских славян. Статуя Свентовита также стояла и в святилище в городе Арконе на острове Руян (Рюген). По свидетельству Саксона Грамматика: «в богатом арконском храме стоял огромный кумир Святовита, выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обращенными в четыре разные стороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином». Четыре стороны Святовита обозначали четыре стороны света и поставленные с ними в связи четыре времени года (восток и юг — царство дня, весны, лета; запад и север — царство ночи и зимы); борода — символизировала облака, меч — молнию. Также, по сведениям Гельмольда и Саксона Грамматика, при Арконском храме содержался в большой холе и почете белый конь, посвященный Световиду, а возле статуи этого бога висели седло и удила. Ездить на «Святовитовом Коне» было строго воспрещено, вырвать хоть один волосок из его хвоста или гривы признавалось за великое нечестие, только жрец мог выводить и кормить его. По мифологическим представлениям, Световид садился ночью на своего коня и выезжал поражать врагов. Вместе с тем Световид признается и богом плодородия — к нему также воссылались и мольбы об изобилии плодов земных, а по его рогу, наполненному вином, гадали о будущем урожае. Западные славяне чтили петуха как птицу Святовита: как представитель дневного рассвета, огня и молний, в мифических сказаниях петух изображается блестящею красною птицей, а пылающий огонь доныне называется «красный петух».


Нет комментариев. Ваш будет первым!