Мифы Славян. КУПАЛА.
Сын бога огня Симаргла и Купальницы — богини ночи. Купальница часто звала Симаргла, сторожащего мир на небе. Лишь единожды он откликался на ее зов и сходил со своего поста. В эту ночь день становился короче, и в мир начинало проникать зло Чернобога. Спустя 9 месяцев у Купальницы рождались дети — Купала и Кострома, начинались купальские праздники.
Однажды к реке Ра прилетела птица смерти Сирин, певшая чудесную песню. Мать предупредила своих детей, Купалу и Кострому, чтобы они не слушали ее песен: кто начинал слушать эти песни, забывает про все на свете и следовал за ней в царство Нави (смерти). Но дети не восприняли слов матери и побежали в поле слушать песню Сирин. Она унесла Купалу за тридевять земель.
Через много лет, в том саду, гулявшая Кострома, сплела венок и похвасталась ветру, будто тому никогда не сорвать венка с ее головы, а она никогда не выйдет замуж. Ветер рассердился, и сорвав венок с ее головы, бросил его в реку, где его подхватило течение. По реке плыла лодка, в которой сидел Купала. Он подобрал венок. По законам того времени он обязан был взять в жены хозяйку венка. После свадьбы они узнали, что являются братом и сестрой. И тогда они решили проститься с жизнью и утопились в реке. Кострома превратилась в русалку, но Вышеню стало жаль их обоих и он превратил их в цветок Иван-да-Марья, старинное название (Купала-да-Мовка). Прямым отражением данных персонажей являются древнеиндийские Гопале и Капиле.
Купала изображался, как правило, с кудрявыми волосами и бородой, а Кострома в украинских и русских обрядах считалась богиней плодородия. Это была молодая женщина, завернутая белыми простынями, а в руках она держала ветку дуба. Ее всегда сопровождал хоровод. В старину этот день считался временем наивысшего развития творческих сил в природе.
В Купальскую ночь, не спали, а караулили встречу месяца с солнцем. Совершали обряд, для чего уходили на специальные возвышенности, или на поляну, у речки. Там жгли костры, прыгали через них, для очищения от всяких болезней, пели ритуальные песни. Был обычай скатывать от костра к реке огненное колесо, символизирующее поворот солнца на зиму. В это время цвели волшебные травы в лесу: разрыв-трава, папоротник, разгуливалась всякая нечисть — колдуны, ведьмы, которые крали с неба луну и звезды.