Находки в Сибири, 17 век

В этой статье я хочу предложить вам ознакомится с интересными отрывками из книги Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» о находках, сделанных в Сибири в начале и середине 17 века.
Череп неизвестного животного, найденный под землей в Сибири недалеко от Вергатурья в 1703 году. Вид спереди. Вид сверху. Вид изнутри
Нижняя челюсть мамонта, вид спереди
Нижняя челюсть мамонта, вид сзади
Интересно, что Витсен пишет об единороге вовсе не как о мифическом животном, а как о реальном, который хоть и вымер к тому времени но люди о нем еще каким-то образом помнили, что это оно реально существовало. И в связи с этим единороги, изображенные на фронтоне Королевского дворца на Даме в Амстердаме уже не кажутся мифическим сюжетом?
Читаем дальше, что написано у Витсена:
«Как ошибочно и фантастично иезуит Авриль говорит об этих подземных слоновых клыках, в его описании Тартарии, можно видеть из следующего:
«Обнаружили некий вид слоновой кости, которая гораздо белее и глаже, чем та, которую нам привозят из Индии. Но кость эту доставляют не слоны, так как в этом северном крае слишком холодно (это говорится о Сибири – для такого животного, которое любит тепло), а другие животные, а именно те, которые живут и в воде, и на земле, под названием бегемоты. Их обычно встречают в реке Лене или на берегах Тартарского моря. Мне в Москве показывали несколько зубов этого чудовищного животного, длиной в 10 дюймов и толщиной в 2 дюйма в корне. Клыки слона с ними несравнимы ни по белизне, ни по красоте; они имеют свойство останавливать кровотечение, если иметь их при себе. Персияне и турки, которым их продают, так высоко ценят их, что предпочитают иметь саблю или кинжал с рукоятью из этой кости, чем из золота или литого серебра. Несомненно, те, кто ввели эту кость в употребление, знали ей цену, потому что они очень рискуют собой, когда нападают и ловят его [бегемота], так как он опаснее, чем крокодил. Открытием этого животного мы обязаны жителям одного острова, откуда происходило первое население Америки. Это нам рассказал некий воевода, который был хорошо знаком с краями, расположенными на восточном берегу Оби. Идя дальше по Оби к востоку, есть большая река под названием Кавойна, в которую впадает другая река под названием Лена. В устье первой реки, которая впадает в море, есть большой и густо населенный остров, замечательный тем, что там ловят бегемота, животное, которое живет и в воде, и на суше. Зубы его высоко ценятся. Жители часто ходят вдоль берега Ледяного моря охотиться на это чудовище. И так как им приходится преследовать его очень долго и с большим трудом и старанием, то они берут с собой всю семью, и случается часто, если их застанет оттепель и они находятся на льдине, то они отплывают [на ней] очень далеко, неизвестно куда. Считают, что эти охотники, плавая таким образом, и приплыли на льдинах к северной части Америки, которая находится не очень далеко от части Азии, граничащей с Тартарским морем. Это мнение еще больше подтверждается тем, что северные американцы, которые заселяют эти области, по внешнему виду очень похожи на жителей этих островов, которые, в погоне за добычей, отплывали так далеко на льдинах, до чужой страны».
Можно к тому прибавить, что в Северной Америке встречается много животных, имеющихся в России, как бобры, которые, может быть, таким же путем перешли в Америку.»
Тартарское море, называемое еще Скифским на старых картах, ныне -Северный Ледовитый океан. Зубы найденного животного, длиной 25 см и толщиной 5 см, которые как тогда думали, принадлежали бегемоту. Скорее всего это были моржи. Но, возможно, были времена, когда и бегемоты, и крокодилы водились на берегах Северного Ледовитого океана? Во всяком случае о крокодилах, водящихся на Русском Севере и в Сибири упоминают и другие источники.
Еще одно описание очень интересной находки:
«В 1688 г. его высокоблагородие боярин Федор Алексеевич Головин, наместник в Сибири и главный военный комиссар его Царского Величества Петра Алексеевича, совершил путешествие через Сибирь к востоку и прошел вниз по реке Иртыш, туда, где она впадает в большую реку Обь, к месту, названному Самароской, или Самаровский Ям. Несколько выше этого места, в реке очень сильное течение и, как это в каменистых реках часто случается, большие куски земли отламываются и падают, размытые силой течения, изменяя русло. Случилось, что подобный большой обломок каменистой земли упал с горы на низкий берег реки. Тогда обнаружили, что вместе с землей упал в деревянном гробу скелет давно умершего человека. Там еще были серебряные изделия, браслеты, серебряное ожерелье, какие носили древние язычники, и серебряная чаша, которую мне оставил на память его Высокоблагородие, вышеназванный господин, когда он в 1698 г. был здесь [в Голландии] Великим послом Московии. Очевидно, согласно свидетельству многих писателей* В. Кромерус и Ботерус и др., древние язычники думали, что домашняя утварь, которую они кладут в гробы около умерших, послужит им на том свете.
В этой серебряной чаше, на дне в центре, изображен большой нагой мужчина, со щитом в левой руке; за ним еще другое изображение, только наполовину видного голого человека, кажется, со стрелой или кнутом в руке. Вокруг видны горы и кое-где вдали мелкие человеческие фигуры, одетые в грубые меховые кафтаны, и еще какое-то животное, вроде оленя. Но все это так стерто и потемнело от наложенной позолоты, что без увеличительного стекла нельзя разобрать. Чаша круглая, в виде полушара, весом около 25 гульденов серебра, в поперечнике полпяди. Этот человек [боярин Головин] дал ее позолотить, ввиду редкостной работы и места ее находки. На ней имеется колечко, очень искусно сделанное и прикрепленное к чаше. Нагая фигура, очень вероятно, изображает умершего человека, в гробу которого ее нашли. Напрашивается вопрос, где и кем мог быть сделан этот серебряный сосуд. Такие и им подобные встречаются в этих местах лишь в могильниках, ибо теперь в этих краях среди населения искусство обработки серебра неизвестно. Этот гроб был обнаружен, когда упал в реку из глубины не менее 8 саженей под землей.»
Итак, что получается: потоп был несколько тысячелетий назад, с тех пор там якобы никто не жил, но тем не менее по всей территории безлюдной Сибири встречаются многочисленные могильники, содержащие высокохудожественные украшения и предметы быта, и из земли выпадают деревянные гробы, с сохранившимися в них человеческими скелетами. И это все в тех местах где вроде бы кроме диких кочевников никто никогда не жил.
Далее по тексту:
«В Сибири, недалеко от Верхотурья, недавно в деревянном срубе под большим холмом, где, очевидно, были похоронены несколько трупов, останки которых еще видны в истлевшем виде, нашли золотую статуэтку. Статуэтка изображает птицу, вроде курицы или индейского петуха, с раскрытыми крыльями и человеческой мужской головой с распущенными волоcами и острым носом. Как она туда попала и кем была привезена, это неизвестно. Очевидно, она имеет сходство с изображениями, какие встречаются в древних египетских могильниках около мумий и которые изображают идолов и символы этих народов. Почти такие же изображения видны на исинской таблице, но со сложенными крыльями. Пигнориус считает, что это ястреб. Почти такое же изображение и изделие мы находим у Кирхеруса, снятые с древнеегипетских обелисков, которые выставлены в Риме и в других местах. Древние египтяне и те, кто придерживались с ними одной религии и духовной культуры, помещают подобных идолов около тел умерших. Мертвых оставляют в подземных пещерах и сводчатые срубы на покой, такие же, как и в этом могильнике, который раскрыли. В древности изображали через лицо человека силу знания, а через распростертые крылья – быстроту и движение, которое придает божественная сила всем созданиям, укрепляя их значительным влиянием, как можно подробно прочитать у древних писателей.
Но как подобное египетское идолопоклонство оказалось в Сибири – это загадка. Или оно перешло через Персию, или же египтяне ездили туда, умерли там и были похоронены своими товарищами, оставляя, как признак своей ложной веры, в могильнике на память эту золотую статуэтку около тела и тел, ибо находили останки более чем одного умершего человека. Однако эта религия там не распространилась, ибо в настоящее время не делают подобных идолов и статуэток. Теперь не делают таких могильников и никто ничего не может сказать про египтян. Эвсебиус говорит, что раньше персы, как и народы Египта, употребляли подобных чудовищных животных при своем богослужении. Кто знает, не пришли ли египтяне в Сибирь во времена Сесостриса, ибо, согласно Диодору, египтяне поселились в Колхиде и около Меотийского озера, откуда они легко могли проникнуть в Сибирь. Далее о том, как религия египтян могла дойти до скифов, в среду которых включают и сибиряков, об этом можно подробно прочитать у Олуса Рудбекиуса: «Древние язычники поклонялись чудовищам-животным, как это делают и сейчас еще сиамцы. Некоторых изображали с телом человека и птичьей головой, у других – лицо человеческое, а тело птицы или животного. Многих из них я видел, но следует знать, что под видом этих чудовищ они пытались изобразить истинные божественные свойства».
Верхотурье -это город, носящий и сейчас такое название, находится на Урале, в 225 км севернее Екатеринбурга. Найденные там предметы похожи на найденные в Египте. Витсен строит предположения, как эти вещи могли оказаться в Сибири: вероятно, египтяне каким-то образом проникли в Сибирь, специально для того, чтобы оставить там эти вещи в специально созданных для этих целей могильниках? Мысль, конечно, здравая…
»Другого идола, размером в два пальца, из листового золота, мне прислали из Сибири. Он был тоже взят из древнего могильника. Около него нашли человеческие кости в кургане, или большом холме. Он представляет собой тело четвероногого животного, вроде тигра или льва, с головой человека и двумя опущенными крыльями. Внутри он пуст, стоит прямо, ступни его снизу просверлены.
У Кирхеруса мы видим изображение подобного чудовища на картинке в Исинской таблице, как отражение религии египтян. Только у него фигура изображена на коленях. Это означает, как он говорит, свойство солнца как укрепляющей силы. Солнце получило эту силу от высшего существа, как можно видеть здесь на рисунке обоих этих идолов.
Может быть, золотые, серебряные, стальные и другие остатки привезены в эти могильники китайцами или их единоверцами в то время, когда Чингис Хан в конце ХI века занял всю Тартарию и большую часть Сибири и переселил много народа. Или же это происходило уже до него, когда древние китайские короли имели большие владения в Тартарии и несомненно там оставили гарнизоны людей со своей верой. Я несколько склонен поверить этому, потому что золотая статуэтка, присланная мне оттуда, сделана из листового, а не из литого золота, как синцы часто делают"
Интересно, что в этом отрывке Витсен пишет о том, что Чингис хан захватил Тартарию и Сибирь, хотя на других страницах своей книги он много пишет о том, как тартарский император Чингис хан захватывал Китай. И сколько пришлось натерпеться китайцам от тартарских захватчиков… Они даже специально построили свою знаменитую Китайскую Стену, защищаясь от их набегов.
золотые изображения тартарских идолов и языческих божков, извлеченных из захоронений (курганов)
золотые украшения из древних тартарских захоронений в Сибири
скифские предметы из Сибири
изображение обратной стороны древнего Стального Зеркала, найденного в некой могиле около Верхотурья в Сибири.
И потому, что рядом нашли еще зеркало, которое мне прислали. Оно сделано из стали, диаметр его больше пяди. На рисунке показана его оборотная сторона, лицевая сторона гладко полирована, как синские и японские зеркала, которые еще и теперь делаются из какой-то смешанной стали. На нем видны древние синские буквы, их письменность. Синцы, как и японцы, употребляют и сегодня подобных чудовищ в качестве богов. У них есть обычай класть в могилу своих умерших друзей всякую домашнюю утварь и изображения некоторых идолов. Они, как и другие древние язычники, думают, что вся подобная дрянь послужит умершим на том свете. К тому же в Мугалии и на дороге между истоком реки Амур и Синской стеной находятся разрушенные города (как видно на некоторых моих рисунках), где встречаются обломки идолов. Таких же, как еще сегодня встречаются в Сине. Этот край теперь не имеет городов, крепостей или каменных зданий. Там ничего нет, кроме пустых земель, из чего видно, как все в мире меняется."