Значение боевого топора на Руси

Значение боевого топора на Руси

Земное воплощение славного оружия великого Перуна было распространено на Руси не менее чем меч. Часто приходится слышать, будто топор – чисто бандитское оружие (вспомним детскую песню: «работники ножа и топора, романтики с большой дороги») и в древней Руси им орудовали разве что разбойные люди. Это заблуждение. На самом деле, топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор также был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. То же что сие оружие редко встречается в былинном героическом эпосе – предельно просто: топор был оружием исключительно пешего воина. Пешие воины почитали и любили топор. Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Бытует мнение, будто боевой топор по сравнению с рабочим, был огромных размеров. На самом же деле, вес боевого топора не превышал 500 грамм и только настоящие Богатыри могли позволить себе топор покрупнее. Конечно же, чем больше топор, тем больше его разрушительная сила, но стоит ли ради чудовищной силы удара пренебрегать скоростью, ведь пока воин будет замахиваться своим огромным орудием, проворный соперник сможет уже раза три снести ему голову, к примеру, легкой саблей. Боевые топоры напоминали по форме рабочие, но были несколько меньше их. Славянские воины были знакомы с огромным количеством форм и конструкций боевого топора. Среди них есть и пришедшие с востока, например топоры-чеканы, более похожие на кирку, нежели на топор, широколезвийный топор, причем секирой в те времена именовался преимущественно рабочий, плотницкий топор. Однако пропорции их несколько необычны.

Боевой топор к XI веку насчитывается несколько основных разновидностей:

бородатый топор (skeggox у викингов) – его легко узнать по лезвию со скошенной вниз «бородой», вес топорика 300-400 грамм + древко.

клевцы – топоры с треугольным лезвием, отдаленно напоминающим кинжал, нередко с ребристой поверхностью. Нанесенные ими раны практически не заживали;

чеканы – некое подобие кирки, топоры с узким вытянутым лезвием, предназначенные для пробивания доспехов за счет малой площади ударной поверхности, с 14 века узкий конец делают тупым и чекан становится боевым молоточком;

секиры (близка по применению с алебардой, у викингов Breidox) – топоры с широким лезвием, насаженные на рукоятку длиной до 1.8 метра. Нередко имела еще и мечевидное навершие. В Европе подобное именовалось «poleaxe» или «bardishe», не исключено, что именно наличие наконечника внизу на древке отличало ее от рабоче-крестьянской секиры. Антиквары часто продают большие рабочие секиры-топоры, называя их «Богатырский топор» или «Алебарда». Позднее, в – XVI-XVII веках, алебарда превращается в бердыш, стрелецкое оружие. Название происходит, вероятно, от немецкого слова “barda” (варианты: “brada”\ “barta“\“helmbarte“) в значении «широколезвийный топор» – кстати, лишний довод в пользу названия «алебарда».

Применялись боевые топоры преимущественно на севере, в лесной зоне, где не могла развернуться конница. Кстати, боевые топоры применялись и всадниками – даже маленький топорик на метровом древке обладает большой пробивной силой. Носили топоры за поясом, в специальных чехлах из кожи, либо пристегивали к седлу.

Считается что, чисто национальный же тип топора — как бы с бородой. Он идеально подходит для боя и сочетает в себе все лучшие качества оружия. Его лезвие изогнуто к низу (поэтому он мог еще и резать), причем наклон лезвия таков, что КПД удара стремится к единице: вся сила, приложенная воином, идет именно на удар и концентрируется в его верхней части, что давало удару огромную силу. По бокам обуха помещались «щековицы», тыльная часть укреплялась «мысиками», и те и другие предназначались для наисрочнейшего крепления топора на топорище (деревянной ручке), к тому же они предохраняли его, когда глубоко засевший топор, чтобы вытащить, приходилось раскачивать. Топоры такой формы были как боевыми, так и рабочими. С X века они распространяются на Руси и становятся самым массовым видом топора.

Черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии топоров. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень для того, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для топора – для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.

4179
Нет комментариев. Ваш будет первым!