Забытые слова и понятия. БУЗА.

Забытые слова и понятия. БУЗА.


БУЗА — это русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. До второй половины ХХ века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов.



С помощью этой борьбы русские воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, крестоносцами, поляками, шведами и так далее вплоть до наших дней. Даже с приходом советской власти, когда русское боевое искусство, объявленное пережитком прошлого, было практически уничтожено, элементы этой борьбы переняли другие боевые системы.



Буза включает в себя боевой пляс, способы боя с оружием и голыми руками.



Происходит слово БУЗА от корня «буз»-«буск»- «бузк». В восточнославянских языках, круг значений слов образованных от этого корня связан со значением «бить»: «бузкать» — диалектное «бить», бузовка – плётка, буздыга – дубина для драки. В западнославянских чаще со значением «бушевать»: огонь бузуе (польское), что значит: огонь бушует.



Так же в восточнославянских диалектах словом «бузует» описывают процесс брожения молодого пива, клокотания кипящей воды, биение родникового ключа или народные волнения.



Кратко можно ограничить круг значения этого слова в славянских языках как «биение», «бушевание», «клокотание».



Существует интересное предположение лингвистов о том, что славянское «буск» восходит к некой индоевропейской праоснове и родственно корню «boks» — «box». В современных романских и германских языках, эта корневая основа породила название разнообразных видов европейского бокса. Таким образом получается, что буза и бокс – слова однокоренные.



«Буза» или «ломание»- это вид боевого пляса, который содержит элементы рукопашного боя стоя. Боевые элементы ломания – это «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской — потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и.



Элементы эти соединяются в пляске под гармонь спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.



Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является ломание ритма, в котором движется окружающий мир.



Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске, так же, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия.



На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и песнями изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит еще одна ценность ломания в бузе, достигается цельность.



Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания по тому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира.



В старину обряд ломания проходил примерно так: Артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрестке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью по тому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов. После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал. Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на бессонную ночь, проведенную в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и соснув пару часиков, шли на работу.



Как сохранилась такая богатая традиция русского рукопашного боя? Эта традиция передавалась в артелях бойцов-кулачников. Из уст в уста, от сердца к сердцу, и исключительно людям, «для добра нарожденным». Корыстных и злых людей не обучали рукопашному бою.



Материалы по боевой технике бузы собирались и продолжают собираться в большой степени во время специальных этнографических экспедиций по деревням и селам Северо-Западного региона (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области), которые проводит кандидат исторических наук Григорий Базлов и сотоварищи.С 90-х годов ими воссоздаётся в Твери боевая система «Буза».



К родственным Бузе системам можно ещё отнести русский рукопашный бой Кадочникова и родовой стиль князя Голицына; существует школа боевых искусств Грунтовских «Скобарь».



«ЕСТЬ четыре кита, на которых стоит буза: точность, правильность, сила и скорость. Это именно те слагаемые, по которым, как по ступенькам, можно добраться до вершин мастерства/»
Григорий Базлов.



https://www.youtube.com/watch?time_continue=238&v..



https://www.youtube.com/watch?time_continue=404&v..

1078
Нет комментариев. Ваш будет первым!