​Забытые слова и понятия. ПЕРУНИЦА.

​Забытые слова и понятия. ПЕРУНИЦА.




Знамение Славян повторяло молнию Бога Перуна. Наши Предки были уверены, что сверкающие молнии испепеляют нечистоту, так как после грозы воздух очищается: становится свежим.



Перуница (молния) – это Святое знамение, которым славяне осеняют себя во время богослужений, Правьславлений, обрядов, ритуалов, при вхождении в Храмы, Капища и Святилища.
Знамение это применялось изначально в среде староверов, позже перешло в старообрядческую (до никоновскую) традицию.


При совершении Святого знамения три перста правой руки (большой, безымянный, малый) концами соединяются вместе в честь Великого Триглава Мира Яви – Сварога, Перуна, Свентовита, которые есть суть – Совесть, Свобода (Воля), Свет; а два перста (указательный и средний) соединяются прямыми вместе, и означают Род Небесный и Ладу-Богородицу. Сложенные таким образом два перста налагают сначала на чело, после на очи (на левое, потом на правое), и затем на уста.



Так совершалась малая перуница. Большая же перуница — чело, левое плечо, правое плечо и пупок.



Считалось, что святое знамение активизирует энергетические центры, чтобы соединиться с окружающим миром, не только Явным, но и всеми остальными.



Физическое объяснение этого ритуала заключается в следующем: по руке у нас проходит радиальный нерв, который раздваивается в кисти руки и заканчивается в среднем и указательном пальце. Через него происходит излучение во вне нашей внутренней энергии. Когда касаемся этими перстами своих чакр (чар), то посылаем в них энергию и тем активизируем их, заставляя работать в усиленном режиме. Таким образом, мы и укрепляем собственные защитные свойства организма и можем излучать более повышенный поток энергии.



Индийская Мудра-йога сохранила для нас древнеарийское искусство овладения и направления энергии. Она учит: «известно, что наше тело — сложный энергетический механизм, тесно связанный с энергетикой Земли и Солнечной системой. Каждому пальцу руки соответствует энергетика определённого участка тела».



Так, большой палец соотносится с волей, логикой, любовью и эго человека;
-указательный палец связан с познанием, мудростью, властолюбием и уверенностью в себе;
-средней палец вносит равновесие в жизнь, так как связан с терпением и способностью контролировать чувства;
-безымянный палец отвечает за здоровье, активность и жизненную энергию;
-мизинец соотносится с творческими способностями человека, умением видеть и ценить прекрасное.



Перуница совершалась при сложении перстов в, так называемую, Мудру жизни.



Выполнение этой мудры, выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил, повышает работоспособность, улучшает общее самочувствие, придаёт выносливость и бодрость.



Проведенная христианами в XVII веке Никоновская реформа обрядов запретила ритуал перуницу, введя трехперстное крещение: замыкая большим пальцем поток энергии в руке, ее уже не излучают во вне. Т.е. крестное знамение у христиан закрывает человека от окружающего мира. Староверы таким крёстным знамением осеняли, наоборот, нечистую силу, чтобы закрыть её доступ в мир человека.


Боярыня Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. Она всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским канонам у старообрядческих икон. Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом(был сожжён на костре), апологетом старой веры, не воспринимала реформ патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем.



Биография боярыни Морозовой заинтересовала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился огромным количеством старообрядцев. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли боярыни, поэтому решил воскресить память о ней, изобразив на огромном холсте эпизод, где Морозову везут в темницу.



Боярыня Морозова (в монашестве Феодосия) была взята под стражу вечером 16 ноября 1671 года. Пытками на дыбе женщину пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих убеждений, но та была непоколебима. Её уже собирались сжечь на костре, но такому кощунству помешала царевна Ирина Михайловна, сестра царя и заступница бояр. Тогда Алексей Михайлович приказал боярыню Морозову (Феодосию) заточить в земляную тюрьму Пафнутьево -Боровского монастыря.



В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. Незадолго до смерти Морозова попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года от полного истощения.


Известно, что Суриков выбирал модель для написания портрета Боярыни Морозовой, следуя словам Протопопа Аввакума из сохранившегося его послания к Феодосии: «Персты рук твоих тонкокостных, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, а ни лев». Феодосью Морозову Аввакум ставил примером истинного старовера, борца за веру.



Аввакум родился в 1620 году в селе Григорьево на Нижегородчине, в семье священника. В дальнейшем ему суждено будет сыграть выдающуюся роль в истории Русской Церкви и государства Российского, стать новым пророком и апостолом русского старообрядчества и навсегда войти в память народную неустрашимым борцом за высшую правду. «Сильный Христов воевода противу сатанина полка», — так называет его одно из старообрядческих «Сказаний».



Протопоп Аввакум стал автором более 80-ти литературных и публицистических произведений, самое значительное из них — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое считается выдающимся памятником литературы XVII в. Все его произведение проникнуты одной главной идеей — защитой старой веры.



Аввакум признавал, что главное противостояние между старообрядцами и сторонниками церковной никоновской реформы не в обрядах, а в том, что стороны по-разному видели цели и пути дальнейшего развития России.



В своих произведениях Протопоп Аввакум резко критикует возросшее влияние западноевропейской культуры («немецкие поступы», «польские обычаи», «латинство») делает «никоновскую» Русь окончательно «чужой землей». И восклицает: «Ох, ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступков и обычаев!»



Еще большее неприятие Аввакума вызывает заимствование с Запада «внешней мудрости» — светской науки, основанной на рационалистическом мышлении. В то время, как русскому народу было свойственен традиционный родовой, ведический принцип постижения тайн природы. В итоге, образ «чужой земли» связывается Аввакумом непосредственно с антихристом, этим «врагом человеческим», символом Мирового Зла.



Аввакум призывал сохранять Знания истинной Руси — «непорочные» книги, напечатанные «словенским» языком. Именно их сторонники церковной реформы придавали огню в первую очередь. Кстати, подобное благоговейное отношение к «старым» книгам сохранялось в старообрядческой среде и впоследствии.



В своих книгах Аввакум проповедовал идею равенства, которое определено уже самим устройством Вселенной: в «своем отечестве», где всем «одинаково светит» солнце все равны перед Богом: «Если богатому кланяешься в пояс, то нищему поклонись в землю». Больше того, Аввакум утверждает, что «меньшие» наравне с «большими» имеют право решать те вопросы, от которых зависит и судьба отдельных людей, и судьба «отечества» в целом. Настоящим, подлинным «своим отечеством» Аввакум признавал старообрядческую общину, с её традиционными родовыми устоями.


14 апреля 1682 г. после долгих гонений и скитаний по ссылкам, протопоп Аввакум, вместе с тремя своим соузниками, был казнен сожжением в срубе в Пустозёрском остроге на реке Печора.



По воспоминаниям, протопоп собственноручно запалил свой смертный костер, в пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и, сложив её в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!».
В момент его сожжения пошел внезапный ливень —«его оплакали небеса». С тех пор в русский язык вошла метафора «сгорел в огне своей веры».

957
Нет комментариев. Ваш будет первым!