Словарь основных персонажей славянской мифологии и ритуальных понятий. ПОЛУДНИЦА.
ПОЛУДНИЦА — «солнцева дева», «белая жена»; в полдень показываются у колодцев и расчесывает свои длинные косы. Также — охранительница полей, засеянных рожью; носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам.
В тот час, когда над золотыми полями, где колосится спелая рожь и то и дело выглядывает синий глазок василька, высоко поднимается солнце, разливая по земле горячий душный полдень, из знойного воздуха выходят пригожие жницы-хохотуньи: в тонких белых сорочках на голое тело, с венками полевых цветов в волосах и серпами или косами в руках. Славяне зовут их полудницами, поленицами или ржицами, берегинями ржаных полей. Очи у полуденницы синие, как васильки, косы желтые, точно зрелые хлеба, щеки алые, словно маков цвет, груди пышные да белые, что лебяжий пух, а голос звонкий-презвонкий. Идет она, будто пляшет, по воздуху плывет, заманивает, то слева, то справа покажется, голову вскружит так, что сознание потеряешь. Не русалка она, не мертвая девка. Она — Заре-Зарянице, Вечерке и Ночи Купальнице сестра, забытая славянская полуденная богиня.
Полуденница-поленица рождается, живет и умирает вместе с ржаным полем, накрепко привязанная к нему, как ее заморская родичка — гамадриада — к своему родительскому дереву. Поле свое полуденница охраняет ревниво и трепетно, в полдень от палящих лучей солнца прикрывает его большущей сковородкой. Этой же самой сковородкой может она и огреть по лбу незваных гостей, что приходят жать в полуденное время — не любит полуденница, когда люди по полю в неположенное время шастают да за ее работой подглядывают. Славянский народ это знает, и потому ближе к полудню прячется в домах и запирает ставни, а кого застал полдень в поле — прячутся под телегами и стараются поскорей уснуть — только бы не перейти дорогу полуденной хозяйке. С ней шутки плохи: может во гневе и колосья сжечь, и человеку голову с плеч долой сорвать. Но чаще всего принимается полуденница незадачливому работнику загадки хитрые загадывать, и если не знаешь отгадок на ее загадки, лучше отвечать ей долго и подробно, тянуть время, пока полуденный час не минует и полуденница не исчезнет, потому что как только поймет она, что ответа не знаешь — защекочет до смерти.
Впрочем, если люди у нее под ногами не путаются, в ее дела нос не суют, обычаи ее соблюдают и к ней самой с должным почтением относятся — полуденница им вреда причинять не станет. Даже за них всю работу в поле сделает, рожь сожнет, в снопы повяжет. Говорят, что может полуденница одарить богатым приданым ту девку, что ее перепляшет — а плясать полевая хозяйка — большая мастерица. Но по большей части полуденница не любит, чтоб на ее пляски люди смотрели. Ведь не просто так она пляшет — она пляской своей полю урожай наколдовывает. Потому если кто ее увидит — жестоко наказать может, разума навек лишит, иссушит недугом тяжким или шутки ради втянет в хоровод со своими сестрицами и заставит плясать, пока замертво не упадешь.
В любви с полуденницей счастья никому не бывает: завлекать она парней любит, да только или уведет неведомо куда, или одурманит так, что будет его потом точно огнем жечь, пока не иссохнет от любви к солнцевой деве, или уморит беспробудным сном, самого сделает полуденником — полевым духом.