Словарь основных персонажей славянской мифологии и ритуальных понятий. РАДОГОСТ (РАДЕГАСТ).
Радогост у славян – это Бог гостеприимства, урожайности. Бог Радогост почитался основным, высшим божеством. День Радогоста отмечают русичи, славяне в апреле.
Исследователи славянской мифологии полагают, что такие имена, как Радогощъ, Радегаст, Родегаст, Радогаст, Ридегост, являются именами одной божественной Личности у славян – Радогоста. Среди различных трудов мифологов, филологов, культурологов и других ученых, яркими трудами, где встречается такой Бог, являются труды А.Бременского, немецкого исследователя Гельмольда (Гольштейн, «Славянские хроники»), Титмара Мерзебургского и других. Самыми первыми упоминаниями о Радогосте, поклонении ему описаны в 1492 году Писторисом. Первое изображение Радогоста было обнаружено на гравюре (1133 г.). А сколько есть еще исторических памятников, не признанных учеными кругами!
Одни наши предки славяне (руссы) почитали Радогоста как Бога Возмездия, отмщения, к которому обращались за справедливыми воздаяниями после оскорбления либо кровной обиды. Кровная обида – это нарушение Кона Мироздания представителем одного рода по отношению к представителю другого рода, возможно, с пролитием крови. Родов у славян Великой Расы было множество. Чаще всего Радогост выступал в качестве справедливого Воздаятеля. Такое понимание Бога характерно для северных славян, в северных мифах он выступает Загробным Судией, тем, кто взвешивает деяния на чашах добра и зла.
Другие же славянские пращуры почитали Радогоста как Древнего Бога Гостеприимства, урожайности, плодородия и даже торговых взаимоотношений. Это понимание более распространено даже по сей день у славян, проживающих ближе к центральной и южной России. Бог Радогост по факту может быть прототипом Бога Световита, которого особенно на севере любят почитать под именем Авсеня – Бога осеннего Солнца и богатого урожая. Но более всего Радогост, по мнению исследователей, был почитаем у славянских народностей запада (к примеру, бодричей).
Славяне полагают, что Бог Радогост является сыном Радуницы, дочери Хорса, бога Солнца, а также – Коляды, Бога Зимнего Солнца. Потому многие уверенно обращались к Радогосту, как к внуку Бога Хорса – самого Солнца и правнуку Бога Рода – самого Прародителя. Наши предки в таких случаях часто так говаривали:
«С такой роднёй только горы воротить!»
Тем не менее, мы встречаем сомнения в ученых кругах насчет того, был ли Радогост Богом вообще?! Некоторые считают, что это был просто выдающийся человек богатырского сложения, весьма острого ума и притягательности Удачи. Потому и имя его расшифровали как «радование гостям» («Радо» и «гость»). Но по народным поверьям, которые далеки от устоев науки и близки к Природе, такой Бог, несомненно, всегда слыл представителем солнечной божественной династии. Потому и вся символика у него солярная (не лунного, а солнечного культа).
Ему приписывали функции Навьего Солнца! Об этом сказано в «Книге Коляды»:
«Здесь пред Вием сам Радогост сидит – Он в деснице скипетр держит и умершие Души судит. И в просторном зале дворца – Души ждут его приговора.»
В городе Ретра (на западе) устраивались богато украшенные храмы, посвященные этому Богу. Историки XVIII века подтверждают как существование города-храма, где поклонялись Радогосту, так и двоекратное его разрушение при разных войнах.
В храме не только служили службы, но и было принято гадать, устраивать магические действа. Кроме этого, считается, что храмы такому Богу могли устанавливать также и в Арконе, Радогоще, Аркаиме. Эти города славились крупнейшими славянскими центрами древнего мира.
Невозможно найти более детальное описание культа, посвященного этому Богу, у западных исследователей. Всё представлено обрывками и упоминаниями. Зато много информации передается от поколения к поколению в народе.
Бог Радогост почитался 7 ноября (7 Айлетъ) такими народами, как лютичи, вятичи, ободриты, радимичи, руяны, ратари, венеды. В этот день приносились подношения предкам, поминались усопшие родичи, поэтому праздник назывался – Радогощъ, Радогош.
Для некоторых современных славян такой день почитается, как проявление Бога Перуна. Лютичи ранее могли вообще отождествлять Радогоста с Чернобогом – Управителем темной Нави. Встречается также еще и дата, когда праздник называли Радогостом – это 21 апреля (10 Элѣтъ) – день Бога Рода.
В такой праздник делалось почитание Бога Радогоста – честной народ обносили требным хлебом, на который люди возлагали свои руки и загадывали чаяния. Потом такой хлеб вместе с другими подношениями сжигался на обрядовом костре.
Могли требы складывать вместе с подношениями другим богам – Даждьбогу, Хорсу и другим, например, вместе с обращением к Радогосту. Яркими восхвалениями Богу были именно почитания Его как даятеля богатого урожая. Вспоминался Радогост в такие дни, как благодетель торговцам, купцам, послам и дипломатам.
В народе же, по деревням, праздновался этот день богато накрытым столом – все явства и урожай складывались горкой на столе. Приходил уважаемый волхв, либо старейшина деревни, садился за горку и задавал вопросы, люди ему отвечали. Игра-действо происходили следующим образом:
«Зрите ли мя, детушки?». Если ответ будет: «Не зрим, батюшка (отче)», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим», то худой, после чего волхв благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!» или «Так дай же Боги, чтобы на следующий год было больше!». После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей с сурьёй (священный напиток), начинается «пир горой».
Судя по исследованиям культуры и истоков славян-западников, славянская мифология показывает нам, что популярность Радогоста более всего была именно в землях современной Европы и западной части бывшей Руси. Немногочисленные истоки старины представляют нам Бога Радогоста божеством с многочисленным функциями. Его воспринимали в форме доброго и гостеприимного Бога, подателя богатого урожая, а могли представлять и в виде воина-воздаятеля по справедливости за ошибки и преступления, совершенные людьми при жизни.