Древнерусскiй ЯЗЫКЪ курс1 урок 5.
Тема. Глаголъ.
Если в советской школе, когда вы начинали изучать русский язык или родную речь, кто в те времена учился, начинали с имён существительных, то древлеславенская всегда начинала с глагола. И чтобы запомнить основу речи для детей была, как бы, придумана считалочка:
«Часть речи, которая упала с печи и ударилась об пол — называется глагол».
Вдумайтесь, в этой присказке, как бы, уже сразу указано, что данная форма выражает не только сущность и образ, она выражает действие, поэтому глаголиша, т.е. глаголить — повествовать о совершённом действии. Сейчас мы говорим фразу: «Живое слово», раньше было — «Живой глагол», потому что передавалось сущность и образ.
Глаголам свойственны категории залога, вида, наклонений, времени, лица, числа, рода. Видите. Существительное – то, что существует, а глагол, видите, — сразу же какой большой объём информации. Допустим, смотрите — «Пришедше в лес», сейчас как бы сказали — «Мы пришли в лес». Т.е. сначала ставим существительную форму — «Мы», потом, куда направилось – «пришли» и место направления, оконечная точка – «в лес». А когда идёт повествование, т.е. глаголиша – «пришедше» о лесе, т.е здесь уже глагол определяет: «пришед», значит он пришёл (един), пришедше, пришедша – т.е., кто конкретно. Заметьте, окончательные формы глагола, т.е. виды, наклонения залога и прочее-прочее, они уже несли в себе форму, несли содержание, несли образ, несли структуру.
Отступление от этого. Сейчас сделали что? Т.е. эта система, будем говорить, иудей Луначарский придумал: ОНЪ (единственное число) — ОНИ (множественное число)
ОНА (единственное число) — ОНИ (множественное число).
Но, старая-то форма говорила. Женская форма не правильная. Луначарский для чего сделал, чтобы стереть различие между мужчинами и женщинами. Вспомните Булгакова «Собачье сердце» фильм. Все смотрели? – «А вы кто? Мужчина или женщина». – «А какая вам разница товарищ».
ОНЪ (един. число мужского рода) – ОНИ (множ. число мужского рода)
ОНА (един. число женского рода) — (множ. число женского рода).
Здесь, что? «Они пришли» — сразу же ясно, кто пришёл – мужчины, «Оне пришли» — значит пришли женщины. Но когда пришли мужчины и женщины, что будет? Будет третья форма – Оные.
Вот тогда ОНЫЕ пришли, или, если ещё брать старую форму древлеслвенского начального, будем говорить, наречия, будет ЫНЫЕ.
Видите, как форма менялась? Были ЫНЫЕ, ОНЫЕ, т.е. он и они.
Ыные означало, как повествование вообще об иных людях, которые не принадлежат к твоему роду.
Оные – мужчины и женщины, допустим, одной общины, одного рода, одного поселения, а вот «ыные», уже говориться о всех. Будем говорить неруси – большевики, они этого не знали, т.е. это мы видели, когда составляли Буквицу и Азбуку. Помните параллели? Прочерки, выброшенные буквы. Почему? А для них вообще не понятно, зачем нужно множество букв, они же образов не знали.
Переходим дальше. В скобочках себе пометьте.
«В двойственном числе также употребляется у причастий первого рода».
В составе глагольных форм были различия:
формы, составляющие систему трёх наклонений:
— первая это у нас изъявительное наклонение, т.е. когда мы это изъявили;
— второе — повелительного наклонения;
— третье — условного наклонения или, как его ещё называли, сослагательного. Сослагательное, т.е. совместно слагали данную форму;
и формы, стоящих не в системы наклонений:
— Навья. – Инфинитив, т.е. неопределённая форма. Понимаете, сейчас ввели это понятие «инфинитив», а раньше в принципе было понятно. Какая форма? Навья, она не определена, Навь то большая.
— Данна. – Супир. (Сейчас называют? Да, по отношению к изучению древнерусского языка).
— Причастие.
Следует заметить, что данну или супин сейчас считают формой особого древнерусского достигательного наклонения. Т.е. видите, супин это как бы достигательное, т.е. то, чего можно достигнуть. Вот она «данна» форма. Ну, тебе дана какая то определённая форма. Раз она тебе дана, значит, ты её достиг, т.е. ты к ней прикоснулся, а вот это и есть достигательное наклонение.
И причастие, т.е. причастность, т.е. присутствовали как бы при этом.
Глаголу свойственны видовые различия, но не совсем такие, как в современном языке. А формальные признаки залога в древнерусском и древлеславенском языках имели преимущественно причастие, т.е. каким видом ты причастен к данному объяснению факта события, хотя и не только они.
Изъявительные наклонения.
Я буду вам давать общепринятые формы, а иногда и старые формы. Общепринятые почему? Допустим, возьмёте вы почитать сборник, допустим, древнерусской письменности, а там стоят не понятные для вас слова: аорист, имперфект, плюсквамперфект или просто перфект. А что это такое? Поэтому, я буду давать именно эти формы, а уже потом 3-4 курс, когда вы будете вновь расширенные образы проходить Буквицы, т.е, глубинные на третьем курсе. Вот там будет уже даваться в другой форме — в славянской, т.е. сначала надо, чтобы мозги как бы открыли те ячейки памяти, где вас родная мовь (ридна мова) храниться. Раскрылась, а тогда всё будет понятно. Да?
Изъявительное наклонение.
В этом наклонение глаголы имели (или имеют) форму настоящего, будущего и прошедшего времени.
В старой древнерусской грамматике использовались шесть форм времени. Т.е. видите, если в современный или, допустим, петровский язык — три формы времени; николаевский язык после реформы – три формы времени; советский язык – три формы времени (прошедшее, настоящее, будущее), то древнерусский язык имел шесть: будущее, настоящее, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект.
В древлесловенском языке для глагола существует ещё одна форма – грядущая. Видите, а христиане как бы грядущее убрали. Объяснение здесь простое. Заметьте, что христиане, что потом большевики народ довели чем? Светлым будущим.
«Светлое будущее не за горами». Правильно. Альпинисты поднялись на горы. За горами ни какого светлого будущего нет».
Заметьте, будущее — «будущее» само слово означает, что это состояние возможности, т.е. оно может быть, а может не быть. Поэтому и говорят: «Ни какого будущего может и не быть». Да? Почему? Потому что предпосылок к совершению данных событий нет. А грядущее это уже то, к чему уже созданы все предпосылки, и хочешь — не хочешь оно необратимо. Т.е. если будущее обратимо, поэтому и говорят: «У вас может и не быть никакого будущего». Да. Ну, жизнь может продолжаться, а будущего не быть. А грядущее грядёт, и никуда от этого не денешься.
Т.е. грядущее – ближайшая форма. Как ты ни старайся, как ты не пыхти – утром Ярило Солнце опять взойдёт. Это грядущая форма, т.е. оно не в будущем когда-то взойдёт, оно грядёт. Т.е. грядущее это как бы говоря это реально подготовленное к свершению ближайшее будущее. Вот это грядущая форма.
Заметьте, мы записали в древлеславенском одну форму оборотов, которая называется грядущее, грядёт, но там есть ещё одна форма, которая употребляется очень редко, поэтому, я её вам и не сказал. Эта форма уходит за нижнюю черту, можно её поставить – изначальная. Есть грядущая, а есть изначальная, то, что существовало изначально. Поэтому она берётся очень редко, и поэтому она у нас за граней прошлого.
Теперь давайте распишем все вот эти формы, чтобы было понятно.
Аорист – (Прошедшая повествовательная форма). Выражает простое действие в прошлом, предшествовавшее моменту повествования (без какой-либо характеризации действия, т.е. без обозначения длительности или не длительности, или временной отдалённости действия). Допустим: «Наши победили в прошлых войнах». Какая длительность?
Функция аориста — вести рассказ. Повествователь пользуется основными формами аориста для выражения основных функций случая или события.
И себе на схеме сразу же поставьте, т.е. это повествование из аориста оно касаемо, т.е. не проникает в грядущее, а касаемо настоящего, потому что в настоящий момент идёт повествование.
Имперфект – выражает действия соотносительно с другим основным действием в прошлом, выраженным обычным аористом. Как правило, аорист сообщает, а имперфект добавляет к основному действию другое разъясняющее или сопровождающее.
Имперфект может обозначать общие обстоятельства, сопровождающие какое-либо действие, не совершённое параллельно происходящим событиям в прошлом.
Как пример взаимодействия этих двух форм: «Руслан сражался, а в это время кто-то тянул его за стремя». Т.е. как бы параллельно кто-то ещё делал, т.е. совершалось другое.
Перфект – форма перфекта обозначает действия в прошлом, результат которых представлен в настоящем. Перфект может означать действия в прошлом, имеющие по мнению говорящего объективные значения.
В этом случае к перфектной форме можно прибавить: «Как всем хорошо известно», «Это неоспоримый факт», «Это доказано самой жизнью» и т.д., т.п.
Форма перфекта образуется из причастия прошедшего времени, оканчивающегося на «Л», и в связке формы настоящего времени от глагола «Быти». Причастия изменяются по родам и числам, а связки по лицам и числам. При двух причастиях стоящих подряд ставиться обычно одна вставка. Таким образом, мы здесь имеем какую форму? Когда перфект не только в настоящем, когда мы говорим: «Как всем хорошо известно» это у нас всё равно прошлая форма. А общее действие у нас что выдаёт? У нас выдаёт аорист. Вот так (рисует стрелку от «Перфекта» к «Аористу»), оно влияет на то и на то.
Плюсквамперфект – означает действие, предшествующее другому действию в прошлом. «Плюсквампервект» действует на «аорист» и «имперфект».
Как можно выразить плюсквамперфект? Это у нас «Быти» глагольных форм и, допустим, мы говорим: «И был набег на город, разорённый до этого другим народом». Т.е. был набег когда-то на город, а до этого его разорял другой народ. Или: «И построен город был ещё до того, как там ходили бродячие племена». Видите соотношения, как бы событийности пересекаются. В одном случае плюквамперфект перешёл в имперфект, а в другом он перешёл в аорист, т.е. в обычную форму.
Но ещё и говорят, и не забывайте, то что, допустим, как перфект. Мы его записали, но заметьте, представляет действие в прошлом, результаты которого представлены в настоящем. Т.е. выражение: «Пришёл твой отец и тебя ждёт» — вот это действие перфекта. Пришёл когда? – В прошлом. И сидит, тебя ждёт – в настоящем. Т.е. действие, совершённое в прошлом, представлено в настоящем.
Изначальная форма.
Допустим, «Харатьи света» все читали. Да? Заметьте: «Некогда» — форма неопределённого времени, т.е. как бы отсутствие, вернее тогда, когда не было времён и реальностей нами людьми воспринимаемых, т.е. это всё за пределами прошлого. Это уходит в изначальную форму.
Потому что изначальная форма, она у нас больше подходит к какой форме? Как вы думаете? К изначальной. «Был не воплощаясь, един только великий РА-М-ХА», т.е. он был, но он не воплощался, его как бы не было. Он проявился в новую действительность, т.е. действительность это не пространство и не время. Да? И восприятие новой бескрайней бесконечности — опять неопределённая форма: «Озарился великим светом радости». Т.е. он же опять проявился в новую действительность, значит, где-то была старая действительность, где он, возможно, был не один.
Так вот это все формы это тоже глагольные формы. Они относятся к тому редкому случаю, которое называется «Изначалие», т.е. когда происходят события за порогом вообще существования, и даже как бы проявления людей, и появления богов, даже до этого. Уяснили? Это вот как изначальное.
Допустим, мы ещё записали, вот как всем хорошо известное или ссылка имперфект. Как говорят историки или археологи, т.е. чтобы подтвердить какой-то факт того, что говорили, приводится перфектная форма, т.е. как бы ссылка на какой-то источник, авторитет, событие, которое всем как бы известен. Это вот одна из перфектных форм. Уяснили? Кто не уяснил?
ВОПРОС: «Можно по проще».
ОТВЕТ: «По проще, пожалуйста».
Пришли — на столе записка: «Отошёл в мир иной, буду через полчаса». К какой форме ты это отнесёшь? «Отошёл в мир иной», т.е. это у нас как бы аорист, а «буду через полчаса» — вот здесь, как говориться, форма будущего времени, потому что грядущее — обязательно придёт, но если он отошёл в мир иной, он может не вернуться. А когда у нас, будем говорить, не чётко ориентированная форма – это у нас будущее, т.е. оно не определено. Неопределённая форма — она может быть, может не быть, т.е. глагольная форма «быть».
Вернёмся к изъявительному наклонению.
В настоящее время глаголы распределяются на три спряжения.
Глаголы первого спряжения объединяются по следующим образцам:
1. При основе на твёрдой согласной в первом лице единственного числа и в третьем лице множественного лица.
А вы не забываёте, вот эти двойственные формы. Когда говорят: «Два сына». Да, т.е. детей вдвое больше. – «Сколько у вас детей»? – «Да, у меня два сына». А там может быть помимо двух сыновей взрослых у него ещё дочери и маленькие дети, которые ещё не сыновья, а просто чада. Понимаете? Но когда человек сказал: «Оба сына» — это всего два сына.
Помните, мы на прошлых уроках числовые формы, то, что говориться «двенадцать», да – «двунадесяти», а была ещё «обанадесяти». «Обанадесяти» это жёстко – два по шесть, т.е. когда говорят: «Обанадесяти колене изральеве», т.е. у христиан, т.е. они не двудесяти, т.е. не двенадцать и более, они оба. Т.е. всего двенадцать, но это было изначально у них. А сейчас, иногда когда КВН смотришь, там вообще не понять сколько их. Они же сами заявляют: «Великая страна Израиль, там проживают евреи сорока девяти национальностей». Т.е. о каких двенадцати коленах может идти речь, если их уже сорок девять национальностей. А кто-то говорит: «Еврей не национальность, а состояние души».
2. При основе на мягкие согласные в первом лице единственного лица и третьем лице множественного лица.
Мы сейчас разберём, запишем, а потом я буду всё это вам разжёвывать и пропихивать. Нет, языком я молоть не буду, я буду разъясняша. Но можно и по-старому: «Когда мудрость Рода чаду неразумному в уши не входит, то сие чадо на берёзовой скамье ивовой ветвью секут по сидалищьному месту». Если мудрость не входит через уста, она входит другим путём, и чадо разумеет. Не всяк причинящий, кто причиняет тебе боль желает тебе вреда. Испытав сечение на себе, подумай, а причинять ли его другим.
Единственное число онъ она
Множественное число они онѣ
Двойственное число оба обе
Вот что такое двойственное число. Есть двойное, а есть двойственное число. Два – это два и более, а оба – это только два.