Словарь основных персонажей славянской мифологии и ритуальных понятий. СТРИБОГ.

Словарь основных персонажей славянской мифологии и ритуальных понятий. СТРИБОГ.

Стрибог — один из верховных богов русского ведического пантеона. Владыка ветров, всегда готовый прийти на помощь богам в их противостоянии силам тёмной Нави. Рождённый искрой света от удара молота Сварога по камню Алатырю. Стрибог властвует над воздушным пространством, простирающимся меж небом и землёй, где по его велению веют ветры — «стрибожьи внуки», стремительные и вольные. В книге «Песни птицы Гамаюн» описывается его рождение от дыхания бога Рода. Он суть воплощение вечного дыхания Творца мироздания. Вместе с Перуном они управляют всеми природными явлениями, которые происходят по их воле в воздушном пространстве. Силу могучую Перун и Стрибог в единстве являют.

Под покровительством Стрибога находятся все духи воздушной стихии, а также птицы. Непоседливым, переменчивым, безмятежным и свободолюбивым нравом отличается Стрибог — вольный, стремительно преодолевающий все преграды на своём пути бог ветров. Он всенаправляющая, движущая сила мироздания, всемогущий бог воздушной стихии, всеобъемлющий, наполняющий пространство между миром земным Яви и миром небесным Прави. Он суть сила движения и перемен во Вселенной. Бог Стрибог является олицетворением таких качеств, как сила, целеустремлённость, непредсказуемость, непобедимость, воля. Он почитается как бог, развеивающий морок и тьму невежества. Он противостоит злоумышлениям и злодеяниям, и того, кто живёт не по Прави, Стрибог строго напутствует, на путь верный наставляя.

Есть разные версии происхождения имени «Стрибог». В самом имени бога ветра просматривается указание на «стремительность», «устремлённость».

В словаре В. И. Даля «стрый» — устаревшее слово, означающее «дядя по отцу» или «двоюродный дед». В этом аспекте, вероятно, он являет свою силу как сотворец мироздания, вместе со Сварогом. Что указывает на место Стрибога на вершине пантеона богов, и также может трактоваться как почитаемый или почтенный бог.

По одной из версий, имя Стрибог произошло от древнеиранского Srībaɣa — ‘верховный бог’. Также есть мнение, что этимологию его имени можно усмотреть от слов «строить» или «старый», поэтому также Стрибог предстаёт как один из верховных богов, устроитель мира.

Помимо этого происхождение имени может идти от старославянского стърга — ‘простирающийся’, ‘распространившийся’. Такой же смысл имеет корень «стри» — в значении «простираться, покрывать, охватывать собой», указывающий на Стрибоговы обширные владения воздушной стихией, которой он управляет, и на пространство меж небом и землёй, владыкой коего он является.

Есть также версия, что в имени Стрибога присутствует указание на то, что его владения распространяются на все три мира — он властвует в трёх мирах: в Яви, Слави и Прави. Так Стрибог, поддерживающий беЗконечное движение — изменение материи, мысли и энергии, — проявляется во всех трёх мирах.

И завыли ветры буйные,
и родился в вихре яростном
могучий Сварожич-Стрибог…»

«Песни Птицы Гамаюн»

На физическом плане сила Стрибога проявляется в форме ветра в мире Яви. Стрибог ветрами ярится по земле и наравне с Перуном повелевает огненными проявлениями в воздушном пространстве: громом и молниями.

Известно, что ветер возникает в результате движения воздушных масс. Что приводит их в движение? Наука объясняет это неравномерным распределением атмосферного давления: если на двух разных участках земной поверхности различается уровень атмосферного давления, то это становится причиной образования ветряных потоков. Так, благодаря ветру, ликвидируется появившийся дисбаланс в воздушном пространстве. Отсюда можем сделать вывод, что сила Стрибогова призвана восстанавливать равновесие, нарушенное в его владениях — воздушном пространстве.

Любое отклонение от прямого Правного пути создаёт хаос, и сила Стрибожья призвана уравновесить проявившуюся дисгармонию. Ветер по своей природе призван убирать дисбаланс, уравновешивать энергии пространства. Стрибог на макрокосмическом уровне явлен как гармонизирующая сила Вселенной. Он представляет собой важный аспект Всевышнего. Находится он на границе Яви и Прави, поддерживая равновесие на границе сих миров.

К сожалению, помимо всех благоприятных качеств, ветер обладает также разрушительной природой. Суров бывает Стрибог, штормами на море оборачивающийся, ярится он бурями, ураганами, цунами да смерчами по земле проносится или вьюгой снежной пути-дорожки заносит. Также он может способствовать распространению пожаров, разнося ветром языки огненного пламени, по причине чего огонь распространяется на всё большие территории земли.

В микрокосме человека отражаются все процессы, происходящие на макрокосмическом уровне. Поэтому ветры веют также и в нашем организме, незримые оком, но наполняющие нас энергией. Так жизненная сила движется волею Стрибога устремляемая, восходящим и нисходящим потоками энергии проявляемая.

Летает Стрибог по всему белу свету стремительным ветром, а помогают ему его дети и внуки.

Старший его сын Вихрь-Посвист-Хладовей, бурями сильными да ветрами холодными по миру перемещающийся, является олицетворением северного и северо-западного ветра.

Другой его сын по имени Погода-Догода-Тепловей, ветерком лёгким погоду тёплую приносящий, покровительствует южным и юго-восточным ветрам. Погода, покровительствующий хорошей погоде и приятному лёгкому ветерку, считается богом, дарующим блага и процветание, изображается держащим в правой руке рог изобилия, а в левой — посох.

Ветры, с четырёх направлений света веющие, — внуки Стрибоговы. Многообразием имён величают детей и внуков Стрибожьих в разных сторонах нашей необъятной Родины.

Перечислим лишь некоторые из них.

С юга веют: южный ветер по имени Подага, веющий иссушающим горячим дыханием своим, и ветерок тёплый, приносящий полуденную прохладу, названный Полуденником, а также горячий песчаный ветер Суховей, летний ветер Летник и приносящий ненастье Хилок. Им помогают с перекрёстных направлений: юго-восточные Вешник и Обедник — тёплые дневные ветры; а также юго-западные Шалоник, или Шелоник, — предвестник шторма и Паужник, а также штормовой Култук, или Низовик, Мокрик и Горыч, дующий с гористых берегов в сторону водоёмов.

С севера веют: северный ветер Сиверко, или Сивер, Сиверяк, несущий зимние метели, Полуночник — холодный ночной ветерок, порывистый и холодный Бора, вестник морозов Джут, метелями холодными веющий Пурга, северный Верховник, леденящий и неистовый Сарма, разгоняющий свирепые волны мощный ветер Ангара. На перекрёстках им помогают: северо-восточные Заморозник — холодный осенний ветер, нагонный Рекостав — предвестник холодов, тихий Меженец; а также северо-западные, известные под именами Побережник и Голомяник.

Ветры восточные на рассвете дня нового, с восходящим Солнцем, веют свежестью прохладной: Всток, Зимняк и Теплик.

Ветры западные на закате, с уходящим за горизонт светилом, по земле проносятся вестниками дня завершившегося: Варьял и Западняк.

Внуки Стрибоговы — ветры тихие, бурные, ураганные, порывистые, шквальные, средние, морские, береговые, крестовые, пудовые, дворовые, зоревые, лесовые, продольные, нагонные, полевые, водяные, ночные, денные — все слушаются хозяина ветров и по его велению действуют.

В устьях рек исполняют волю деда своего строгого внучата, такими именами наречённые: Моряна — резкий, сильный ветер, дующий с моря в устьях рек, Низовик — с низовий рек или горных долин дующий против течения, Горыч, с гор и нагорий веющий, Сухмень — сухой и горячий ветер, Верховик, дующий с верховий рек и долин.

Метелью бурной, пургой неистовой вьюжат внуки его: буря-метель снежная по имени Падара, буран, пургой морозной заносящий пути-дорожки, по имени Шурга, метель снежная Волокуша, пронизывающим снежным ветром мчится внук Стрибогов — Погода и вихрем вьюжит Заверть.

С богом Перуном, неизменным спутником Стрибога, вместе они властвуют в воздушном пространстве. Ветры, по велению Стрибога, от костров, на обрядах возжённых, по воздуху к небесам возносят клубами огненными, требы наши богам светлым.

Стрибог покровительствует всем птицам, обитателям воздушной стихии. Птицей Стратим, считающейся прародительницей всех птиц, оборачивается Стрибог, согласно мифологическим сказаниям. Он также почитается владыкой всех известных нам сказочных птиц: вещей Гамаюн, ярым пламенем сияющей Жар-птицей, Финиста Ясного Сокола, Птицы Феникс, зоревой, рассветной Алконост и сильнокрылой Стратим. Ему также подчиняются все духи воздушной стихии.

В эфирном пространстве, владыкой коего является Стрибог, он создаёт условия для существования жизни в материальном мире. Он суть движущая сила всех изменений. Он наполняет собой Вселенское пространство.

Известно, что ветер переносит семена, пыльцу, то есть помогает распространению растительности на земле, что также позволяет растениям «переселяться» на новые территории, увеличивая таким образом ареал произрастания своего вида, потому Стрибога именуют Великим сеятелем. Стрибог гонит тучи по небосводу, дабы дожди благодатные водою живительной насытили Землю-матушку. По народным поверьям с первым тёплым дуновением весеннего ветра по велению Стрибога оплодотворяют семена землю, дабы взошли ростки новой жизни. Так, весенний ветер пробуждает к жизни природу, скованную зимним сном.

Так же, как и Перун, Стрибог помогает оплодотворять почву земную, способствуя этому нисхождением с небес вод дождевых, приносящих плодородие и возрождение.

Коло Сварога «Сварга» — небо звёздное, вращение коего происходит согласно Вселенскому закону Прави. Вращают вместе Коло Стрибог и Перун. Перун вращает Вселенское Коло, а Стрибог как установитель проявленного бытия обеспечивает постоянный непрекращающийся процесс изменений, содействующих нашему духовному развитию.

Всем известна фраза «ветер перемен» — образное выражение, которое означает наступление событий, влекущих изменения в жизни. Многих пугают перемены, открывающие новую главу в жизни, своей непредсказуемостью и неизвестностью. Мы чувствуем себя спокойно, когда всё более-менее стабильно, но что такое стабильность? Это всего лишь мнимое отсутствие перемен, хотя они есть всегда. Перемены происходят с нами ежесекундно, каждое мгновение мы меняемся — в этом мире ничто не существует без изменений. Жизнь — это вечное движение.

Одним словом «веяние» обозначены такие понятия, как «дуновение ветра», так и «перемены». Перемены в нашей жизни неизбежны. Как бы люди ни боялись перемен, всё же они настигают каждого человека. Стабильность выступает как защита от неизвестности, основанная на страхе. Там, где есть привязанности, там есть страх потерять объекты привязанности, соответственно нежелание принимать никакие перемены.

Стрибог суть олицетворение любых перемен, будь то смена эпох, циклов времён, периодов существования Вселенной, и изменчивости всего сущего в материальном мире. Ветер сам по себе символизирует процессы обновления. Уносит он всё старое и отжившее, а на их место приносит новые энергии. Сменяются поколения, эпохи, на смену одним величественным цивилизациям приходят другие… и во всём явлена сила перемен.

Изначально Творец мироздания бог Род пребывал во вселенском яйце. Когда раскололось Яйцо златое на заре творения Вселенной, из верхней части Яйца Вселенского было создано небо и стихии огненная и воздушная, тогда как нижняя часть его стала основой тверди земной и породила стихии земную да водную. Волею бога-творца Рода к созиданию был порождён верховный владыка небосовода Сварог, в Кузне небесной весь наш мир сотворивший. Согласно мифологическим сказаниям, от удара Сварогом по камню Алатырю, разлетелись искры божественной силы. И из огня небесного, этими искрами в Кузне Сварожьей возжёнными, были рождены боги светлые. Первой искрой, на небесах просиявшей, был солнечный, светом огненным явленный Дажьбог; второй, на землю упавшей, был огненный Семаргл, яркопламенный Огнебог, из жара огня небесного вышедший; а от третьей, в воздухе богом Родом «раздутой», родился Стрый-Стрибог, вышедший из дыхания огненного, повелитель всех ветров, да ураганов; из ещё одной искры, молнией яркой небеса пронзившей, вышел могучий Перун, силой огненной порождённый.

Первое движение в космическом пространстве, по воле Стрибога свершившееся, явлено было во Вселенной как ветер космический. Пульсирует мироздание, вдыхает и выдыхает Род-Прародитель многочисленные Вселенные, а на земном плане бытия, в мире Яви, сила Стрибогова ветрами стремительными проявлена, которые суть отражение Вселенского дыхания Творца мироздания.

Стрибога изображают седовласым старцем с длинной бородой, в одеянии светло-голубого цвета. В его руках златой лук, а за спиной колчан со стрелами. Стрелы являются олицетворением ветров быстрых, а тетиву лука натягивает владыка ветров Стрибог, пуская стрелами стремительными ветры во все стороны поднебесной. У Стрибога очи синие — безграничного океана небесного отражение. Плывёт он в ладье по морю лазоревому или по воздушным просторам небесным да в рог трубит, оповещая о своём приближении.

Одним из символов Стрибога является изображение стилизованного лука. Иногда это просто изображение ветровых потоков. Символом бога ветра также является знак «Стрибожич», представляющий собой мощный защитный оберег, защищающий от разрушительного влияния природных явлений. Его второе название «Вихрь». Внешне символ Стрибога похож на лопасти мельницы, «ветряки». Используется в домовой резьбе, дабы уберечь жилище от бурь и ураганов. Также его изображение наносят на лодки, чтобы защитил Стрибог от штормов. А путешественникам помогает поймать «попутный ветер», дабы дорога была легка и благоприятна. Стрибожич также применяется в обережной вышивке на одежде, или его носят как талисман-амулет, когда желают обрести защиту и покровительство могущественного Стрибога. Стрибог, символ которого Стрибожич вы носите как оберег, помогает вам легко пройти период перемен в жизни, адаптироваться к новым условиям. Амулет подойдёт всем, кто не боится исследовать и открывать новое, всем новаторам, тем, кто обладает смелостью и беЗстрашием, а также людям, которые стремятся изменить мир к лучшему и не отступают перед жизненными трудностями и препятствиями.

Стрибог является одним из богов небесной Триады. Так же, как и в ранневедической Тримурти, состоящей из трёх сил мироздания, явленной ликами богов семипламенного Агни, владыки ветров Вайю (иногда царя дэвов Индры) и лучезарного Сурьи, так и в Триаде богов древнерусского пантеона, представляющей собой единство божественных сил бога Семаргла огнепламенного, Стрибога, меж небом и землёй простирающегося (в некоторых версиях вместо Стрибога упоминается имя Перуна-громовержца), и Дажьбога светлоликого, мир поднебесный ярым светом своим озаряющего, — мы видим, как все три ипостаси света небесного разными ликами божественными проявляются как: огонь земной, огонь пространства и огонь небесный.

Существует четыре дня в году, посвящённых Стрибогу. Весной, когда солнце поворачивает на лето, с тёплых краёв мчится к нам первый тёплый ветерок, возрождающую силу на крыльях своих приносящий и природу оживляющий, отмечается день, посвящённый богу ветра, который именуется как Стрибог Вешний и приходится на 5 апреля. День Стрибога у славян летом приходится на 8 августа и называется Ветрогон, когда с первой прохладой сильные ветры приносят вести о скором наступлении осени. Следующий день в году, когда почитают Стрибога, — 20 сентября — Листобой, совпадающий со временем осеннего равноденствия, когда ветры студёным дыханием своим приносят первые осенние холода. Зимой 21 февраля празднуют Весновей, морозным холодным ветром оповещающий о скором наступлении весны.

Упоминание о Стрибоге встречается в «Новгородской первой летописи младшего извода» (конец XI века). В ней говорится, что в 6488 году (980 г.), когда начал княжить Владимир в Киеве, по его велению на вершине холма в граде были установлены кумиры богов: «Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши. Однако, когда Владимир начал искоренять изначальную веру предков наших на Руси в 6496 году (988 г.), кумиры богов наших сбрасывались в реки, их изрубали или предавали огню. Но жива осталась память о них в сердцах наших.

В «Слове о полку Игореве» ветры называют стрибожьими внуками, стремительно летящим с моря, подобно стрелам: «Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». Здесь же в «Плаче Ярославны» обращаются за помощью к Стрибогу могучему, дабы развеял он несчастья, обрушившиеся: «О, Ветр, Ветрило! Зачем так сильно веешь и стрелы мчишь вражьи на крылах своих лёгких на воинов моей лады? Я молю, не мчи стрел ханских на милого друга. Будь милостив и окажи услугу, как прежде дуй на море кораблю».

Во многом схожи описания богов в мифологических сказаниях разных народов мира. Рассмотрим, какие существуют боги воздушной стихии и ветра.

Боги ветров разных сторон света в древнегреческой мифологии следующие: западный ветер — вестник богов Зефир, северный — повелитель стихий Борей, южный — приносящий на своих крыльях туманы да дожди Нот и восточный — переменчивый Эвр. Им же соответствуют боги древнеримского пантеона: Фавоний, дующий с запада, северный ветер Аквилон, Австр, с юга веющий, и восточный Вольтурн. Бог ветра ведического пантеона богов — Вайю, также боги ветров, бурь, помощники Индры — маруты. В скандинавской мифологии бог ветра именуется как Ньёрд, он также является богом плодородия и морской стихии. В древнеегипетской мифологии бог воздушной стихии — Шу, разделивший небо и землю, наполнивший собой пространство между ними и приведший мир в движение. Ацтекский бог бурь и стихийных ветров — Эхекатль, властвующий в срединном пространстве между небом и землёй. Шумерский бог бури — Адад (Ишкур) и его отец Энлиль. Иранский бог ветра — Вайю, владения которого также простираются в воздушном пространстве, проявляющий как разрушающую, так и благотворную силу.

В странах Восточной Азии находим следующие описания богов воздушной стихии: китайский бог ветра Фэй-Лянь, изображаемый в виде птицы с головой оленя, змеиным хвостом и пятами барса; японский бог попутного ветра Футэн, особо почитаемый путешественниками, и Фудзин — бог ветра, выпустивший на заре мироздания из своего мешка ветры, которые были призваны развеять туманы меж небом и землёй, дабы Солнца свет озарил землю, и на ней появилась жизнь.

P.S. Вращается Колесо Сварога, и Вселенная пребывает в постоянном движении, в вечном изменении. Так день сменяет ночь, жизнь — смерть, Навь перетекает в Явь и обратно. Стрибог напутствует нас научиться принимать всё происходящее в жизни с благодарностью, независимо от того, тёмными иль светлыми тонами мы окрашиваем эти явления. Любое противостояние «неугодным» для нашего Эго событиям — это проявление неуважения и недоверия к божественному замыслу, согласно которому всё устроено в мире лишь нам во благо. Всё временно в этом мире. Ничто не остаётся неизменным — такова природа Вселенной. Благодаря переменам мы обретаем жизненный опыт. Принятие без суждений позволяет нам довериться потоку жизни, без деления на хорошее и плохое. По сути, нет ни того, ни другого, — всё разделение происходит лишь в нашем уме. Неприятием мы избегаем, игнорируем драгоценный опыт нашей жизни, благоприятствующий нашему духовному росту.

Да развеет неистовой силой Стрибоговой тьму невежества, мороком туманным мир застлавшую, да воссияет свет Прави в сердцах наших!

Слава богам и предкам нашим!

Слава Роду! Слава Стрибогу!

Автор ЮЛИЯ КУЗНЕЦОВА

Нет комментариев. Ваш будет первым!