Картины Виктора Крыжановского (Солнцеслава)

Картины Виктора Крыжановского (Солнцеслава)

Виктор Крыжановский, он же Солнцеслав — украинский художник. Художников-славянистов не так много среди старых и современных мастеров, а художников-славянистов, которые бы освещали именно языческую сторону или древнюю историю славян, ещё меньше. Всего можно насчитать несколько десятков таких живописцев.

Виктор Крыжановский (Крижанивский Виктор Владимирович) родился в 1950 году в Заячивка Ковеля Волиньской обл. В 1982 году закончил Киевский государственный художественный институт. В этом же году стал преподавателем кафедры этого заведения. В 1988 году стал членом союза художников Украины. С 2007 года является доцентом кафедры рисунка Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.

Основа большей части его творчества — это мифология древних славян. Боги, духи, герои, поверья — всё это находит отражение в искусстве Виктора Солнцеслава. В.Крыжановский пишет свои картины не только очень увлекательными и познавательными, но и делает это очень профессионально. Прошлое славян в его картинах похоже на очень светлое и доброе место, где много загадок и волшебства, и в котором непременно хочется оказаться. Некоторые работы сопровождаются надписями, что делает их похожими на древние манускрипты, чудом дошедшие до наших дней. По сути это и есть древние манускрипты, только записанные современным автором.

Велес, Худ.В. Крыжановский(Солнцеслав)

ВЕЛЕС – один из Старших богов славянского пантеона, так называемый — перворожденный. Велес считался богом Лунным. И именно Велес привел в движение наш мир, сотворенный ранее Родом и Сварогом.

РОДОСЛОВНАЯ:У Велеса очень сложно проследить весь его жизненный путь, поскольку приходил он в этот мир много раз. По легендам, самый старший, а соответственно, и самый главный Велес — Велес Родович, сын Рода и Небесной Коровы Земун. Но, видимо, что-то не задалось в тот раз, и второй раз Велес был рожден от Амелфы и Ра (Велес-Рамна).

Женат был Велес на Макоши-Мокоши, и поэтому одно из его имен — Мокос (Мокошин муж), от этого союза у Макоши появился сын Тур. А еще у Велеса есть сын Совий.

Женой Велеса, его любовью, стала Азовушка — нежная и добрая дочка Сварога и самой Матери-Сва. Удивительный остров Буян – то самое место, где была священная обитель бога Велеса и красавишны Азовушки. (На Азовушке Велес был женат в образе Асилы).

И был период, когда женат был Волос на Маре-Морене, и имел он от нее сыновей Сна да Мороза, дочерей Карну да Желю В одно время Велес в образе речного бога Дона женился на Асе-Ясуне Святогоровне. А когда погиб он, то Ясуня с горя-печали обернулась страшной Бурей-Ягой.

Дажьбог, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

ДАЖЬБОГ (или ДАЖДЬБОГ) — один из самых древнейших богов славянских, он бог Всего Мира, он — солнечный бог, он еще и носитель света солнечного.

ИМЯ: «Дающий бог», бог, создающий главные условия для жизни на нашей Земле (т.е. он есть бога, «посылающий нам благо»); он — податель влаги небесной и урожая нашего; он — бог, «дающий саму Жизнь» природе.

РОДОСЛОВНАЯ: Даждьбог сын великого Перуна и нежной русалки Роси, он — прародитель народа русского. Через отца — внук Сварога, через мать — внук Велеса. Супруг Златогорки, Живы и Марены.

От Златогорки у него два сына — Коляда и Овсень.

А вот мир после потопа ему досталось восстанавливать с Живой, она и родила ему АРИЯ (ОРЕЯ) — легендарного прародителя Рода славянского и Кисека.

от Мары-Морены имеет сына Богумира.

Славяне свято верили, что ездит Даждьбог по небу в чудесной колеснице, четверкой белых красивых огнегривых коней с крыльями золотыми запряженной.

Дана, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

ДАНА— славянская богиня воды.

ИМЯ: Слово Дана сложное: ДА («вода») плюс НА («неня»), означает «Вода—Мать».

РОДОСЛОВНАЯ: Дана — Дочь Коровы Земун, Дана — мать Валу и Врита, Дана была убита Индрой, и из ее крови образовались Дон и Днепр. Иногда говорят, что просто Дон, но при этом надо помнить, что у славян Дон — это не совсем имя собственное было, это и — просто очень большая река. Говорят, что супругом Даны был Дунай.

ВНЕШНИЙ ВИД: Светлолицая девушка—река, журчащая свою жизнерадостную песню.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Она и уставшего путника напоит, и рану воину омоет, и, поднявшись в небо, упадёт благодатным дождём на нивы.

ИМЯ НА КАРТЕ: От имени Дана походит название Днепр (Данаприс), Днестр, Дунай, Двина, Дон, Донец.

В МИФАХ: По древне-поэтическому представлению бог-громовник кипятит в грозовом пламени дождевую воду, купает в ее ливнях небо и землю, и тем самым дарует земле силу плодородия.

ДНИ В КАЛЕНДАРЕ: Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

Доля, Худ.Виктор Крыжановский (Солнцеслав)

ДОЛЯ и НЕДОЛЯ — девы судьбы — две сестрицы, Доля (Сряшта, Встреча, Счастье) и Недоля (Несряшта, Злосчастье) — счастье и несчастье, судьба и несудьба, удача и неудача.

В глубочайшей древности само слово «бог» означало «доля», «судьба», «участь».

У сербов подобных сестер зовут Среча и Несреча. Недолю иногда называли Нужей(или Нуждой).

РОДОСЛОВНАЯ: Доля и Недоля — дочери Макоши.

ВНЕШНИЙ ВИД: Доля-Среча — красивая, добрая девушка, с кудрями золотыми и улыбкой веселой, заботливая, ловкая: она крепко держит в своих ласковых руках нить человеческой жизни! Несреча — седая старуха с мутным взором.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Доля — дух-покровитель Человека; даёт богатство и удачу. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нету: болото, река, лес, горы — доля вмиг одолеет. Недоля стремится нанести вред человеку. Не разбирается, кто хорош, кто плох. Стоит человеку оступиться, разувериться в своих силах — Недоля тут как тут.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В древности это были небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у доброй Доли, помощницы Макоши красавицы, улыбчивой помощницы богини Макоши-Яги, текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как угрюмая, кудлатая Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную. Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая, одним — дар, талант, другим — бесталанность.

Купало, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

КУПАЛО (Купала) — летний бог, бог влаги (росы)

РОДОСЛОВНАЯ: Сын богини Ночи Купальницы и Семаргла, брат Костромы

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ: Купальская ночь. Праздновали обычно в день летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня. Праздник Купала был и праздником почитания огня. Считалось, что удивительная связь огня и воды олицетворяла собой зависимость плодородия от солнца яркого да полива хорошего .

Самые отважные в эту ночь шли в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.

Купало диаметрально противоположен Коляде.

ВНЕШНИЙ ВИД: Это бог красивый, бог веселый, обычно этот летний бог одет в легкую одежду и на голове у него красуется венок из цветовкупальниц, в руках у него частенько цветы и полевые плоды.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Купало причисляют к знатнейшим богам. Он иногда почитался третьим после Перуна да после Велеса: ибо, после даров скотоводства, именно земные плоды всего более нужны человеку и составляют они его богатство.

Перун,, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

ПЕРУН -бог войны и грозы; «громовник», «громовик»

ИМЯ: Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот кто сильнее бьет», «разящий».

В РУССКИХ СКАЗКАХ. В сказках Перуна иногда называли Гром Гремуч, героем эпоса, «списанным» с Перуна, стал и Громовник.

РОДОСЛОВНАЯ. Родителями Перуна были Сварог и Лада. Перун — супруг Дивы-Додолы. У Додолы от Перуна родились дети-божичи Дива-Девана, Магура, Тара, Градивник, Преслава и Ситиврат.

А от русалки Рось — у Перуна сын Дажьбог.

ПОМОЩНИКИ. Дана — славянская богиня воды.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Перун вращает колесо Сварги в Ирии.

СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ. Конь. Птицы Перуна — орел и петух.

Род, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

РОД — самое главное БОЖЕСТВО Славянского пантеона. Именно БОЖЕСТВО, а не БОГ, так как Род имел две основные составляющие — женскую — Лада и мужскую — Сварог.

НАЧАЛО НАЧАЛ. Вначале было яйцо (Кстати, вот вам и ответ на вопрос — что было в начале — яйцо или курица? Однозначно: ЯЙЦО!) А в яйце был Род. Проснулся он потихоньку, да потягиваться и бормотать что-то стал. И из его бормотания, из СЛОВА Рода появился БАРМА, а чтобы одухотворить Барму, Род создал дух Бармы — Тарусю.

ЖИЗНЬ ЗАРОЖДАЕТСЯ. Из лица Рода вышел Ра — бог Солнца — светлый и сияющий, а из дыхания Рода получился Стрый, которого впоследствии стали звать Стрибогом.

Творение Рода была и Макошь — Мать нитей судеб человеческих.

Злата Майя — тоже творение Рода, и по всей видимости, вышла она из его сердца — ибо представляла она собой Любовь.

Род, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

Корова Зимун, Коза Седунь, Мировая Уточка и Матерь Сва — все они РОДовые создания.

А вот о Ладе и Свароге даже нельзя сказать, что они СОЗДАНИЯ Рода, они — его СОСТАВЛЯЮЩИЕ.

Род создал Землю, но только с помощью Сварога стала она оживать и превратилась в Мать-Сыру-Землю. В пару к ней был создан Юша-Змей.

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. В союзе с Сырой Землей Род сотворил Святогора-великана, и в подражание ему Лада и Сварог стали создавать людей камня.

От союза Рода с Коровой Зимун родился бог Велес, а от союза с Козой Седунь — Прекрасная Дивия. А вот люди-камни оказались столь бездушны, что их пришлось уничтожить. И тогда РОД начал растворяться в ПРИРОДЕ, чтобы все следующие дети Лады и Сварога, дети Велеса и дети Святогора, все живые существа стали иметь сердца и души. И в каждом из них, как и в каждом из нас есть частичка Рода — светлый огонек жизни.

Семиярило, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

СЕМИЯРИЛО — бог летнего солнцестояния

Ящер, Худ.В.Крыжановский, Солнцеслав

ЮША-ЗМЕЙ — «понтон» для Земли. Ящеру соответствовал Чертог змея

РОДОСЛОВНАЯ: Сотворен Юша Змей в начале времен Сварогом и Мировой Уточкой.

МЕСТО В МИРЕ. Версия о том, что Юша огибает весь мир и кусает собственный хвост (отсюда образ Уроборосса, характерный для европейской мистической теологии Средневековья) является общепринятым. Однако некоторые исследователи полагают, что змей огибал не землю, а Мировой Океан, окружающий землю, не давая ему пролиться в небытие.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Этот огромный змей фактически является гарантом стабильности нашего мироздания, это он не позволяет смешаться миру и его изнанке, материи и антиматерии. Причем в данном контексте под миром не только Явь подразумевается, но и все остальные реалии -и Навь, и Правь, и Славь .

ХАРАКТЕР. Изначально Юша не позиционировался, как существо агрессивное. Но попозже, когда к обязанностям «понтона» добавилась необходимость души людские очищать, и Ящер увидел, сколько в некоторых душах грязи имеется, характер его конечно, подпортился.

В СЛАВЯНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. Со временем основная роль Ящера забылась, а вот то, что он — большой и страшный в памяти людей навечно осталось. Так вот тот дракон о нескольких головах, что обычно охраняет Калинов-то мост через речку Смородину, он и является Ящером — или Юшей-змеем, на котором мир весь держится.

Бог Стрибог

Боги Белобог и Чернобог

Богиня Мать-Леля

Древо Жизни

Священый дуб

Трипольские Рожаницы

Отец-Орий

Провiсники Грiзнi

Дыхание весны

468
Нет комментариев. Ваш будет первым!