Картины Нонны Кукель. часть 2.
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ — самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен и до наших дней. Мать Сыра Земля — Небесная Богиня-Покровительница Мидгард-Земли. Богиня земного плодородия и богатого, обильного урожая.
ХАРАКТЕРИСТИКА: У всех народов с незапамятных времен считалась она одновременно естеством и божеством, есть понятие о Земле как о Матери — чувствующем, живом разумном существе женского рода, питающем всё живое вокруг. Из её плоти всё произрастает и в неё всё, распадаясь, уходит. Её воздухом всё дышит и в её водах всё омывается. Всех она любит, всех питает, добрым силу даёт, укрывает от опасности и спасает, злых может наказать землетрясениями и потопами, но скорбит о грешных детях своих.
ОБРАЗ ЖИЗНИ. Гром будит её весной. Мать Сыра-Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью всего живого, в том числе и людей. Очень часто образ этот используется в устном народном творчестве, в сказках, былинах, сказаниях.
ПОДНОШЕНИЯ И ТРЕБЫ: Перед посевной все Славянские и Арийские Роды приносили Богине богатые Дары и Требы. Данные безкровные жертвоприношения и Дары составляли в основном самые красивые лесные и полевые цветы и наилучшие сорта отборных зерен. Жрецы и Жрицы, которые служат Матери Сырой Земле, приносили эти жертвоприношения и Дары на Священный огненный жертвенник, дабы с огнем жертвенника все Дары и принесенные Требы поднялись в Небеса, в Чертоги Богини-Покровительницы.
МОРОЗКО. На привычного нам, современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Нам очень симпатичен этот одушевленный Зимний Дух – строгий, порой сварливый, но всегда справедливый. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
Служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.
Зима долго длится, и поэтому у славян было много богов, связанных с этим временем года: Зимник, Зюзя, Морозко, Сивый, Трескунец, Студенец и другие.
ЗИМНИК. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.
ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.
ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.
ПЕРЕСВЕТ — монах Троицкого монастыря, был благословлен игуменом Сергием Радонежским на битву с татарами и вместе с великим князем Дмитрием (Донским) участвовал в Куликовском сражении.
Пересвет Александр, брянский боярин, и его брат, боярин любецкий Андрей (Андриан, Родион – точное имя не известно) по прозвищу Ослябя, до принятия монашеского чина были «известными в сраженьях ратниками, не одно нападение встретившими». Приняв монашеский постриг они и в Лавре ведали военными делами.
Началом Куликовской битвы 8 сентября 1380 принято считать поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем).
ОСЛЯБЯ: Брат Пересвета Андрей Ослябя героически сражался на Куликовом поле, был ранен, но выжил.
ПОГРЕБЕНИЕ: Однако известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. (Это около нынешнего стадиона Торпедо). Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков.
ПЕРУН -бог войны и грозы; «громовник», «громовик»
ИМЯ: Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот кто сильнее бьет», «разящий».
В РУССКИХ СКАЗКАХ. В сказках Перуна иногда называли Гром Гремуч
РОДОСЛОВНАЯ. Родителями Перуна были Сварог и Лада. Перун — супруг Дивы-Додолы.
У Додолы от Перуна родились дети-божичи Дива-Девана, Магура, Тара, Градивник и Ситиврат.
А от русалки Рось — у Перуна сын Дажьбог.
ВНЕШНИЙ ВИД: Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, как грозовая туча — черно- серебряной головой и золотыми усами и бородой, вооруженным мечом и палицей, или также — луком и стрелами, и восседающим на пламенной колеснице. Колесница Перуна была запряжена крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим — сорока была одной из птиц, посвященных Перуну, именно из-за своей окраски. Люди верили что Перун, гуляя по белому свету охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считался священным животным Перуна.
ПТИЦА СЧАСТЬЯ — щепная деревянная птица — старинное славянское украшение, традиционно считающееся оберегом дома. Однако Птица счастья — артефакт многофункциональный, и несет не только обережные функции, но и притягивает Счастье (как Талисман).
ОБЩАЯ СТАЯ. Не единожды Птица счастья была замечена вместе с Синей птицей (птицей Удачи).
.РА — Бог Солнца.
ДРУГОЕ ИМЯ: Сурья-Ра
РОДОСЛОВНАЯ: Вышел из лица Рода.
От союза с Амелфой имел сына Велеса(Рамху) — второе воплощение Велеса.
Был женат на Владычице Морской — Волыне и от нее имел детей — Раду, Пленку и Хорса.
В СКАЗАНИЯХ. Согласно одному из мифов, бог Ра появился на этот свет из яйца, которое снёс гусь, что звался Великий Гоготун. Интересно, что Ока, приток славянской Ра-реки (Волги), имеет среди своих многочисленных притоков – Гусь и Москву. Имя Москва в своих корнях имеет Мося — старославянского бога.
РОД — самое главное БОЖЕСТВО Славянского пантеона. Именно БОЖЕСТВО, а не БОГ, так как Род имел две основные составляющие — женскую — Лада и мужскую — Сварог.
НАЧАЛО НАЧАЛ. Вначале было яйцо (Кстати, вот вам и ответ на вопрос — что было в начале — яйцо или курица? Однозначно: ЯЙЦО!) А в яйце был Род. Проснулся он потихоньку, да потягиваться и бормотать что-то стал. И из его бормотания, из СЛОВА Рода появился БАРМА, а чтобы одухотворить Барму, Род создал дух Бармы — Тарусю.
ЖИЗНЬ ЗАРОЖДАЕТСЯ. Из лица Рода вышел Ра — бог Солнца — светлый и сияющий, а из дыхания Рода получился Стрый, которого впоследствии стали звать Стрибогом. Творение Рода была и Макошь — Мать нитей судеб человеческих.
Злата Майя — тоже творение Рода, и по всей видимости, вышла она из его сердца — ибо представляла она собой Любовь. Корова Зимун, Коза Седунь, Мировая Уточка и Матерь Сва — все они РОДовые создания.
СВЯТОГОР – богатырь, охраняет столб, поддерживающий Небо.
В начале времен у Матери-Сырой-Земли от великого Рода родился сын Святогор. Был он женат на Пленке (Плеяне), которая родила ему 7 дочерей:
Меря, Лина, Тайя — Ярина, Майя Златогорка, Ася — Ясуна, Аля — Алина, Эля — Эльвина
В отличие от всех других богатырей Святогор довольно сильно привязан к одному определенному локусу (это Святые горы).
СЕМАРГЛ (Симаргл) — Огнебог. Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы.
РОДОСЛОВНАЯ: Согласно преданиям, после того, как Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высеклись искры, из разгоревшегося пламени которых предстал огненный бог Семаргл. В день Осеннего равноденствия Семаргл откликается на зов Купальницы, призывающей на любовные игры. А спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния, у богов рождаются дети – Кострома и Купало.
СИМВОЛ божества — священный крылатый пес, в облике которого также мог появляться сам Семаргл.
СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА. Рарог — инкарнация (воплощение) Бога-Сварожича Семаргла. Семаргл большую часть времени проводит в образе огромной огненной собаки. Образь Рарога он использует в случаях чрезвычайной срочности выполнения заданий Верховного Бога.
СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ: Семаргл — бог семян, ростков, корней растений, охранитель растений и зелени. В отличие от остальных божеств, Семаргл живет непосредственно среди людей, и поэтому охватывает многие области их жизни. Он считается богом огня и Луны, огненных жертвоприношений, в тоже время Семаргл хранит дом и очаг, посевы и семена, под его опекой происходит прорастание.