Картины Андрея Мазина. часть 2.
КОЛЯДА (КАЛЕДА) – вышний славянский Бог, он управлял великими изменениями в жизни всех Родов Расы Великой.
РОДОСЛОВНАЯ: Коляда — сын бога света — Даждьбога и Майи Златогорки. У Коляды есть брат-близнец — Овсень.
Говорят, что у Коляды была жена-Радуница, и родился у них сын — Радогаст.
.В древние времена даровалКоляда людям систему исчисления сезонного времени для лучшего ведения полевых работ, а также свои Мудрые Веды, проповеди и наставления.Систему исчисления так и называют — Коляды Дар — Календарь. .
Праздник Вышнего Бога Коляды приходится прямо на день зимнего Солнцестояния, именно с этого дня солнце поворачивает на лето и начинает каждый день прибавлять свои силы. Молодым Солнцем, молодым Богом считается Коляда, сменяющий в свой радостный праздник старое Солнце Световита, которому теперь пришло время клонится к закату. Коляда — это Бог сильный и ретивый, противостоящий зиме. А иногда Бога Коляду представляют даже не просто очень юным молодцом, а уж совсем младенцем – новорождённым малышом, ведь он — ипостась нарождающегося Солнца, и прославляют его за это, и отмечают всеобщими народными гуляниями его День — «Праздник Коляда».
Коляда прямо таки диаметрально противоположен богу Купале.
КРЫШЕНЬ — Бог звезд,
РОДОСЛОВНАЯ: сын Вышня и Златы Майи, имел жену Раду и от нее сына — Каму.
ДРУГОЕ ИМЯ: Его называют Небесным Пастухом, который пасет стада Небесных Коров и Туров, так как Крышень является Богом-Покровителем Чертога Тура во Сварожьем Круге.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Крышень — Небесный Бог-Покровитель Древней Мудрости. Он Бог-Наблюдатель, управляющий совершением древних Обрядов, Ритуалов и Праздников. Внимательно смотрит он, дабы во время приношений безкровных Треб и Даров на всесожжениие не было никаких кровавых жертвоприношений.
Крышень наблюдает за миром Яри, и рассказывает об увиденном богам. Он является связующим звеном между миром Яви и Прави.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В мирные времена Крышень проповедует в различных Землях Сварги Пречистой Древнюю Мудрость, а в тяжелые для Родов Расы Великой времена Он берется за оружие и выступает как Бог-Воитель, защищающий женщин, стариков, детей, а также всех слабых и обездоленных.
В ЗВЕЗДНОМ НЕБЕ. Крышень — покровитель чертога Тура.
ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц .
Лешие подчиняются богам Яриле и Велесу, и, по сути, являются защитниками и смотрителями лесов. В пособниках у лешего ходят более мелкие духи и лесные домовики: аука (дух эха, зловредно передразнивающий путников и сбивающий их с пути), пущевик (живущий в глубинах леса), моховой — проживающий во мхах и торфяниках, луговик, обитающий в лугах и на лесных полянах. Существуют также и женские духи леса — лисунки, лишачихи. А еще есть “специализированные” мелкие духи-покровители, по их названию легко догадаться, что именно они опекают: Цветич, Грибич, Пчелич и Ягодич. Говорят, что кроме вышеназванных, в последнее время якобы появился еще и душок Самогоныч.
Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.
Накануне Иванова дня (7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо.
МАКОШЬ. Многоликая Макошь — одна из Старших славянских богинь, великая и мудрая Богиня-Прародительница, Богиня Судьбы, богиня плодородия. Культ Макоши тесно связан с землей, с плодородием, с хозяйственностью, и, как следствие — с урожаем, с достатком в дому. Богиня плодородия и женских ремесел, она покровительствовала ремесленникам и женщинам, которые занимаются рукоделием. ..
ДРУГИЕ ИМЕНА: Макошь, Мокощ, Мокуша — или же – богиня всей Судьбы, она же — Пряха Судьбы или старшая из прях.
РОДОСЛОВНАЯ: Макошь — творение Рода. Мать Доли и Недоли. Муж Макоши — Велес, которого иногда так и звали — Мокос(Мокошин муж). От Велеса у Макоши сын — Тур.
Не покладая рук, прядет она. И на ее священном веретене — пряжа судеб человеческих, а ее главные помощницы – богини Доля и Недоля (в западных областях их еще называют Среча и Несреча) – связывают покутными нитями судьбу человека с делами его, воздавая каждому за все содеянное. Возле правой руки сидит Доля, и нити у нее полновесные, с яркими вкраплениями. А слева от Макоши прядет Недоля, и нити ее блеклые, тонкие, готовые вот-вот оборваться. Каждую весну Макошь приходит к людям, отпирает Землю, а каждую осень – в облике Матушки-Осенины, Хозяйки Урожая – уходит обратно на Небо, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.
МАСЛЕНИЦА — этот древнейший славянский праздник дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица – наиболее яркий пример.
Масленичная неделя состоит из двух половинок — узкой и широкой масленицы, у каждого дня масленичной недели есть свое имя и свои обычаи празднования. Блины — лучшее угощение на Масленицу
Сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное – блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло. Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин – как маленькое солнце – круглый и горячий. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его.
ОВСЕНЬ — (Авсень, Усень; Таусень, Китень — белорусское) — бог труда, покровитель коней, мостов, пахоты. славянский бог урожая
РОДОСЛОВНАЯ: У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
Таким образом, раз Овсень — близнец Коляды — то его родители Даждьбог и Майя Златогорка.
ИМЯ: (старо-русское «оусинь», то есть «синеватый» и «просинец» — название декабря и/или января).
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: в восточнославянской мифологии Авсень — божество, возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру (т.е. приводящее с собой утро дня или утро года (весну)). Авсень открывает путь новому лету (новому году), несет из райских стран щедрые дары плодородия, и как определено божественным судом, так и распределяет их между смертными: одним дает много, с избытком, а других лишает и самого необходимого. В восточнославянской мифологии Авсень — персонаж, связанный с Новым годом или Рождеством
ПЕРУН — бог войны и грозы; «громовник», «громовик»
ИМЯ: Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот кто сильнее бьет», «разящий». В русских сказках Перуна иногда называли Гром Гремуч
РОДОСЛОВНАЯ. Родителями Перуна были Сварог и Лада. Перун — супруг Дивы-Додолы. У Додолы от Перуна родились дети-божичи Дива-Девана, Магура, Тара, Градивник и Ситиврат. А от русалки Рось — у Перуна сын Дажьбог.
ВНЕШНИЙ ВИД: Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, как грозовая туча — черно- серебряной головой и золотыми усами и бородой, вооруженным мечом и палицей, или также — луком и стрелами, и восседающим на пламенной колеснице. Колесница Перуна была запряжена крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим — сорока была одной из птиц, посвященных Перуну, именно из-за своей окраски. Люди верили что Перун, гуляя по белому свету охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считался священным животным Перуна.
ПОСВИСТ (Позвизд, Похвист) — в славянской мифологии — старший ветер, считается свирепым богом бури и сильного ветра.
РОДОСЛОВНАЯ: Сын Стрибога. Западные славяне полагали, что супругой Посвиста была Хора — богиня лета, о которой не сохранилось никаких сведений
ВНЕШНИЙ ВИД: Посвист имел вид свирепый, волосы и бороду всклокоченные, крылатые распахнутые одеяния. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Посвисту тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разгоняет облака, открывает звёзды на небе, чтобы было видно дорогу.
РУЕВИТ (Ругевит) — бог войны у балтийских славян (о.Рюген).
ОБРАЗ: Руевит — идеализированный образ земного воина. Недостижимый, но вполне реальный образ, к которому нужно стремиться каждому потомку Великой Расы, не смотря ни на что
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: — Небесный Бог-Воин, защищающий вместе со своими семью собратьями-соратниками, Богом Поревитом, Богом Яровитом, Богом Поренутом, и другими Богами, Земли в созвездии Макоши (Большая Медведица),, также все Земли и Луны в системе Ярилы-Солнца.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Руевит всегда находится на страже прекрасных Земель, где проживают Роды Великой Расы. Он также хранит боевые мечи своих семи Божественных собратьев-соратников, и поэтому Его атрибуты — семь мечей, висящих у пояса, и восьмой — в правой руке Бога Руевита.
ПОКЛОНЕНИЕ: Большой деревянный идол стоял на возвышенности, угрожая врагам и защищая от всякой напасти. Руевиту жертвовали перед походом и после, особенно если поход был удачным. Многоликость бога у древних обозначала его всемогущество и неуязвимость. Деревянные куколки этого бога воины брали с собой, когда отправлялись в поход на лодиях.
СВЯТОГОР – богатырь, охраняет столб, поддерживающий Небо.
РОДОСЛОВНАЯ: В начале времен у Матери-Сырой-Земли от великого Рода родился сын Святогор. Был он женат на Пленке (Плеяне), которая родила ему 7 дочерей:
Меря, Лина, Тайя — Ярина, Майя Златогорка, Ася — Ясуна, Аля — Алина, Эля — Эльвина
МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ: В отличие от всех других богатырей Святогор довольно сильно привязан к одному определенному локусу (это Святые горы).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В нашей славянской мифологии Святогор — один из самых загадочных персонажей. Хотя он и упоминается в легендах да былях, Святогора трудно назвать героем, ведь, собственно, подвигов-то он никаких и не совершает. И веет от его облика чем-то величественным, могучим, суровым и в чем-то — даже трагическим. Был бы он одиноким скитальцем без родной земли: ведь не носит она его, не выдерживает. Только нашлась на его счастье Пленка, что стала ему супругою верной.
У каждого из нас свои проблемы. Вот и Святогор — силушки — невпроворот, но применить ему ее некуда, посоревноваться — и то — не с кем. Но найдется однажды сумочка переметная, и не сможет ее богатырь с места сдвинуть. Вот когда прийдет ему время задуматься, что ж такое это «тяга земная».
СТРИБОГ — славянский бог ветра.
ДРУГОЕ ИМЯ. Стрый.
В ПАМЯТИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Есть такое словечко на Кубани — Стрыбать — то есть быстро бегать, прыгать.
РОДОСЛОВНАЯ: Стрибог родился из дыхания Рода. У ветра много потомков, внуков и сыновей, например:
Посвист (Позвизд)— старший ветер, суровый и сильный, считается богом своенравным, богом бури;
Погода — теплый, легкий ветерочек.
К свите Стрибога относятся и такие серьезные боги-ветры, как Немиза, Подаг
Немиза — бог воздуха, также является повелителем ветров.
Подага — не просто теплый, а жаркий, все иссушающий ветер, и обитает он на Юге, где-то в пустыне. К стану Стрыя прибились и более мелкие ветерочки.
СКИПЕР-ЗВЕРЬ — Царь надземного Пекла. Иногда говорят, что Скипер-зверь — царь всех змей.
РОДОСЛОВНАЯ: Скипер-Зверь — один из детей Коровы Зимун
ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Главный противник Перуна.
ВНЕШНИЙ ВИД. На Скипере-звере — медная шерстка, а вот копыта его да рога — булатные. Голова его велика, а руки-ноги — и вдвоем не обхватить.
ЛЕГЕНДА: Вначале Скипер победил Перуна, унес его сестер — Лелю, живу да Марену, а его самого — закопал в землю. После освобождения Перуна был Скипер-зверь бит-побежден и завален Кавказскими горами. И живет он теперь в темноте, пожираемый злобой своей да лютость. Исходит Скипер-зверь ненавистью, да нет ему хода в наш светлый мир.
СТИХИЯ. Царь надземного пекла принадлежит к стихии ЗЕМЛИ.
КАК ПРООБРАЗ. Совершенно неверно мнение, что Скипер-зверь, это — большой Скорпион. Неверно, но тем не менее — бытует.
СЕМАРГЛ (Симаргл) — Огнебог. Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы.
РОДОСЛОВНАЯ: Согласно преданиям, после того, как Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высеклись искры, из разгоревшегося пламени которых предстал огненный бог Семаргл. В день Осеннего равноденствия Семаргл откликается на зов Купальницы, призывающей на любовные игры. А спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния, у богов рождаются дети – Кострома и Купало.
СИМВОЛ божества — священный крылатый пес, в облике которого также мог появляться сам Семаргл.
СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА. Рарог — инкарнация (воплощение) Бога-Сварожича Семаргла. Семаргл большую часть времени проводит в образе огромной огненной собаки. Образь Рарога он использует в случаях чрезвычайной срочности выполнения заданий Верховного Бога.
ПРИНОШЕНИЯ: Семаргла старались задобрить с помощью огненных даров и бескровных жертвоприношений.
ТРОЯН — великий образ. Собственно, в славянской вере очень много было тройственных союзов. Но когда говорят о Трояне, как о Боге — это Высший ТРИГЛАВ — Бог-охранитель всего Трехмирья (Прави, Яви да Нави). Высший — в отличии от малых, которых было несколько.
ХАРАКТЕРИСТИКА. Несет в себе силу всех трех миров и трех состояний, где Правь — это Творение, Явь — Сохранение, а Навь — разрушение. Относится к светлым богам и видится в образах Сварога, Даждбога и Велеса.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ. Все три сферы (и небо, и земля, и подземный мир). Все три мира (и Правь, и Явь, и Навь). Но в большей степени длань его простирается над витязями, что сохраняют мир. Оделяет их Троян несокрушимой силой к победе.
ТОТЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ: цапля и бобер
СТИХИЯ: вода
ДЕНЬ ВКАЛЕНДАРЕ. 15 мая — Весенние деды.
ТРЕБЫ. Трояну приносят разные пожертвования: здесь квас и зерно, хлеб да пироги с блинами, яйца и молоко, иногда — полотно, а бывает — и просто — цветы да травы