Картины Алексея Николаевича Фанталова. часть 1.
Алексей Николаевич Фанталов родился в Ленинграде, в 1966 году. С 1981 года учился в Ленинградском Художественном Училище имени В.А.Серова, на живописно-педагогическом отделении, которое с успехом окончил в 1985 году. После этого работал в восьмой художественной школе города Санкт-Петербурга, где преподавал живопись, композицию и рисунок. С 1993 по 1998 года проходил обучение в Российском Государственном Педагогическом Училище имени А.И.Герцена, на факультете изобразительного искусства.
Алексей Николаевич Фанталов много работает над созданием учебных пособий, книг и картин, посвященных мифологии славянских и других народов северной Европы. Кроме того, Алексей Николаевич участвует во всевозможных выставках и презентациях. В 1995 году издается его альбом художественных произведений, выполненный в графическом стиле «Атлас мифов».
Творчество Алексея Николаевича Фанталова разнообразно: его кисти принадлежат пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые полотна. Но визитной карточкой художника являются картины на мифологические сюжеты. Это своего рода творческое Credo художника. В своих работах Алексей Фанталов выражает архетипические начала древних индоевропейских и, конечно же, славянской мифологий и древнерусского эпоса. Богатейшее символическое наследие наших предков служит неиссякающим источником вдохновения для художников, литераторов и музыкантов. В живописи над эпосом работали Альфред Муха, Дмитрий Билибин, Николай Рерих, Константин Васильев, и другие выдающиеся художники. Тем не менее, еще многие фольклорные образы остались не раскрыты и ждут своего «Данилу-мастера». Работая над ними, вполне возможно разрабатывать новый символический язык, создавать целостные художественные миры. Такие неожиданные миры открываются на полотнах Алексея Фанталова. Его творческий метод отличают две особенности. Во-первых — научный подход к созданию картин, к поиску сюжетов. Это, несомненно, связано со спецификой неповторимой индивидуальности автора, совмещающего в себе художника и ученого-культуролога: им защищена кандидатская диссертация, посвященная структуре древних индоевропейских мифологий «Культура варварской Европы: типология мифологических образов». Вторая особенность — манера письма, отличающаяся некоей «ковровостью», как бы приглашающей нас в мир сновидений. Именно поэтому творчество художника при всей «научности» возможно охарактеризовать как «магический реализм». Авторский почерк Алексея Фанталова отличается и проникновенным, тонким лиризмом, удачно отвечающим особенностям выражения славянского мировосприятия. Для древнего славянина храмом бытия стала природа, и его древние божества, по сути, представляли собой воплощения природных стихий — леса, поля, реки, неба, ветра, светил. Посвященные славянской мифологии и древнерусскому эпосу картины служат как бы платоновским «анамнесисом» — «припоминанием» народных архетипов русского сознания. Эти образы на картинах Фанталова предстают перед зрителями в поэтической красоте. Тем самым, образный мир картин отражает мысль о том, что творчество художника является индикатором того, что богатейшее мифологическое наследие наших предков не является застывшим массивом в фольклористике и археологии, но пребывает в вечно живой и цветущей полноте бытия.
«Макошь”. (А. Н. Фанталов, 1991). Макошь (или Мокошь) была богиней плодородия, судьбы, женских работ. В христианскую эпоху ее образ ассимилировался святой Параскевой Пятницей. Дни Макоши праздновались осенью, после сбора урожая, обычно в пятницу (ср. Freitag немцев или Friday англичан, посвященные богине Фрейе). Крылатый пес Симаргл считался охранителем посевов (древнеиранская мифология: Сэнмурв).
“Даждьбог”. (А. Н, Фанталов, 1991). Даждьбог (или Дажьбог) — “Царь — солнце”, почитался как бог добра и белого света (а не самого солнечного диска). Этот образ имел широкое распространение. Греческая мифология дает нам пример Аполлона, скифская мифология — Колаксая, древнеиранская (зороастрийская) мифология — Митры. В “Слове о полку Игореве» русичи названы “дажьбожьими внуками”.
Небесная свадьба. (А. Н. Фанталов, 1996). Картина показывает сюжет, присутствующий в славянской и балтской мифологиях. В одном из вариантов Месяц похищает невесту солнца — утреннюю зарю, но Перун разрубает его надвое. (Перун принадлежит к типу громовержца, широко распространенного в индоевропейских мифологиях (Перкунас — балтская мифология, Парджанья — индийская мифология, Тор — скандинавская мифология, Донар — германская мифология, Таранис — кельтская мифология, Тархунт — хеттская мифология). Священный день недели громовержца — четверг, священная птица — орел, священное дерево — дуб, священное оружие — молот или топор.
Велес”. (А. Н. Фанталов, 1991).
Славянским богом стихийной силы земли, мудрости, богатства, охоты и мертвого мира был Велес. Его интересный образ имел многочисленные индоевропейские аналогии: Дионис (греческая мифология); Рудра (индийская мифология); Цернунн (кельтская мифология) и особенно Велс (балтская мифология).
«Похищение небесных коров». (А. Н. Фанталов)
Картина демонстрирует знаменитый индоевропейский миф. Велес похитил небесных коров и скрыл их в пещере. Перун же освободил их а самого Велеса поразил молнией. В балтской мифологии этой паре соответствуют Велс и Перкунас, индийская мифология знает Валу и Индру и даже в мифологии древних греков присутствует подобный сюжет (Hermes and Apollo).
Путь Даждьбога. (А. Фанталов, 1997).
Велес и Баба Яга подстерегают Даждьбога. Мотив напоминает историю смерти Бальдра (скандинавская мифология). При этом надо отметить, что пары: Велес — Даждьбог и Один — Бальдр соответствуют друг другу (хотя в «Эдде» Бальдра губит Локи, ряд исследователей считает, что первоначально это был Один. Вообще, данная коллизия очень сложна).
«Даждьбог в Царстве Подземном»”. (А. Фанталов, 1996).
Даждьбог спускается в подземное царство и побеждает Вия — судью мертвых. Светлый бог показан здесь на колеснице, запряженной грифонами (подобно Аполлону греческой мифологии). Веки Вия поднимали вилами его слуги аналогичная ситуация наблюдалась и в кельтской мифологии (Балор ирландцев и Исбаддаден валлийцев).
«Микула и Кащей». (А. Фанталов, 1996) Картина показывает столкновение Микулы Селяниновича — воплощение мирного земледельческого труда и Кащея Трипетовича — как ни странно, также связанного с земледелием (он изображен с атрибутами Триптолема, героя греческой мифологии, с которым Кащея часто сравнивают).
продолжение следует...