КАТАСТРОФА ТАРТАРИИ (ВЕРСИИ) ЧАСТЬ 5.4
Размеры камней, наличие острых кромок, уровень зарастания лишайником, практически в точности повторяют то, что мы видели на Зигальге. На последнем снимке, весь склон засыпан такими же камнями, какие мы видим на переднем плане. Каким образом тут образовалось такое количество битого камня? Ведь тут, как и в случае с Зигальгой и Большим Шеломом, высота и крутизна склонов не позволяет сходить каменным лавинам, которые смогли бы его наколоть.
Мало того, мы не видим возвышающихся скал, от которых могли бы под действием ветра, воды и температуры откалываться какие-либо части, хоть крупные, хоть мелкие. Поднявшись на вершину, вы увидите лишь небольшие остатки скал, которые все покрыты трещинами, как будто по ним кто-то ударил гигантским молотом. На первых трёх фото очень хорошо видно, что слои в скалах идут под наклоном, как будто кто-то сильно ударил по горе сбоку. И именно с той стороны находится гора Большой Шелом, над которой был эпицентр взрыва. То, что мы наблюдаем, это последствия мощной ударной волны, которая пришла как раз с той стороны.
Как я уже говорил, если вы решите совершить восхождение на Иремель, то с очень большой вероятностью сможете по пути обнаружить камни, поверхность которых похожа на старые стиральные доски. Сделать это не сложно, поскольку таких камней на склоне Иремеля встречается достаточно много.
Непосредственно рядом с Иремелем есть место, где очень хорошо видны последствия прихода мощной ударной волны со стороны Большого Шелома. Это небольшой пологий склон, который примыкает к долине, где большинство туристов любят вставать на ночлег. Честно скажу, когда мы ходили к Иремелью в 2010 году, никто из нас ещё и понятия не имел, что же мы такое на самом деле видим, но уже тогда было очевидно, что это нечто очень необычное. Дело в том, что из всего этого склона, как иголки из дикобраза, торчат маленькие и большие камни. При этом часть из них, как на следующих двух фото, с этого же склона, но какая-то сила вздыбила их почти вертикально.
И таких странных скальных выходов на этом склоне множество. Вот ещё один.
Но кроме больших камней, на этом склоне наблюдается также очень много средних и маленьких, причём часть из них, как мы выяснили, не с этого склона, поскольку они воткнуты в грунт, как нож в масло. Но тогда мы ещё не могли объяснить, какая же сила могла это сделать. Склон справа на заднем плане, это начало подъёма на Иремель.
На этом снимке хорошо видно, что слои у всех камней расположены под разным углом. То есть, это явно неестественное их положение. Но, поскольку мы стоим практически на вершине склона, то падать этим камням тоже неоткуда. То есть, естественных причин, которые могли бы заставить их принять подобное положение, не существует.
А вот это один из воткнутых камней, который сюда прилетел. Он не с этого склона. Обратите внимание, что камень левее его лежит вполне себе горизонтально, а не торчит параллельно воткнутому. Мы осмотрели несколько подобных камней, они именно воткнуты в грунт.
Вот ещё один образец камня, который воткнут в щель между другим камнями. И подобных камней дальше по склону виднеется ещё множество.
При этом ещё раз хочу обратить внимание, что углы у этих торчащих камней разные, что говорит о том, что они не могли образоваться из слоёв гранита, который находится в основании данного склона. Иначе бы все они торчали под одни и тем же углом, соответствующим углу наклона слоистой структуры минерала.
Солнце садиться прямо над горой Большой Шелом. Возможно, что примерно так же выглядела с этого места вспышка термоядерного взрыва двести лет назад. Я привел это фото, чтобы было понятно, что со склона, на котором мы наблюдаем вздыбленные и воткнутые камни, была прямая видимость на эпицентр взрыва. А те камни, которые воткнуты в склон, скорее всего принесло ударной волной с того склона, который чернеет непосредственно перед нами, расстояние до него около полутора километров.
Следующее фото тоже очень показательно. Солнце светит точно со стороны эпицентра взрыва и точно освещает поверхности вздыбленных камней, которые повёрнуты в его сторону. Если вы вернётесь и посмотрите предыдущие снимки ещё раз, то по положению света и тени на камнях легко увидите, откуда пришла сила, которая их вздыбила.
Причём произошло это не очень давно, поскольку на всех этих вздыбленных и воткнутых камнях отлично видны острые грани. Чтобы несведущим людям было понятно, как должны выглядеть камни и горы, которые давно подвергаются действию ветра, воды и перепадов температуры, ещё несколько снимков, на которых это отлично видно.
Именно так должны выглядеть старые скалы и камни, у которых нет никаких острых кромок. Все они сглажены ветром и водой. Согласитесь, что это очень сильно отличается от того, что мы видели и на Зигальге, и в окрестностях Иремеля.
Я подробно описал именно это место, поскольку сам бывал там много раз. Но подобные курумы, причём курмы именно молодые, с камнями, имеющими острые грани, встречаются на Урале повсеместно. Аналогичные россыпи есть в районе Златоуста в национальном парке Таганай. Срезанная плоская вершина у самой высокой горы Южного Урала — Яман-Тау, окрестности которой тоже усыпаны битым камнем, аналогичным наблюдаемому на Зигальге. Много подобных россыпей и на Среднем, и на Северном Урале. А это означает, что одним только взрывом над Большим Шеломом дело не ограничилось. Уральские горы бомбили нещадно во многих местах, и следов тому на самом деле множество, нужно только понимать, что искать, поскольку круглых воронок, которые возникают на равнинах, в горах не образуется из-за очень пересечённого рельефа, который сильно искажает ударную волну. Но вот недавно наколотый камень в гигантских количествах и разрушенные взрывами скалы никуда не спрячешь.
продолжение следует...